Проблемная ситуация: Пунктом 1 ст.361 НК РФ
установлены различные ставки транспортного налога для грузовых автомобилей и
других транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном
ходу. Согласно п.16 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный
налог" части второй НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003
N БГ-3-21/177, при определении видов автотранспортных средств и отнесении их к
категории грузовых автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором
основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ). В соответствии с
указанным Классификатором специальные автомобили не относятся к категории грузовых.
На основании
изложенного просим разъяснить, может ли налогоплательщик применять ставку
транспортного налога, установленную для других самоходных транспортных средств,
машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу по следующим
транспортным средствам, не являющимся грузовыми согласно ОКОФ:
- автобетоносмесителям
(код ОКОФ 14 2924040);
- топливозаправщикам (код ОКОФ 15 3410040);
- молоковозам (код ОКОФ 15 3410368);
- мусоровозам (код ОКОФ 14 3410390);
- автомобилям-фургонам со
специализированными кузовами, например, изотермическим для перевозки мороженого
или мяса и мясопродуктов (код ОКОФ 15 3410040)?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 декабря 2004 г. N 03-06-04-04/14
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении гл.28
"Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) в отношении автомобилей, на которых установлено различное оборудование,
агрегаты и установки, и сообщает следующее.
Согласно положениям ст.11 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) институты, понятия, термины
гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации,
используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в
этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. При этом
специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах
используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях Кодекса.
Для целей применения гл.28
"Транспортный налог" Кодекса ст.358 Кодекса определено, что объектом
налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы,
мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и
механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы,
яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы,
несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные
средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Как следует из указанной нормы Кодекса,
объектом налогообложения признаются любые автомобили независимо от целей, в
которых они используются (перевозка пассажиров, грузов или иные цели), а
понятие "автомобиль" и понятие "другие самоходные транспортные
средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу"
различны.
В целях правильного применения ставок
транспортного налога при определении категории автомобиля, по мнению
Департамента, необходимо учитывать следующее.
Российская
Федерация является договаривающейся стороной международного Соглашения о
принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных
средств, предметов, предметов оборудования и частей, которые могут быть
установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об
условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих
предписаний, заключенного в Женеве 20 марта 1958 г.
В отличие от классификации транспортных
средств, используемой в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), а также Общероссийском классификаторе
продукции ОК 005-93, в классификации транспортных средств, используемой в указанном
Соглашении, оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается
грузом.
Классификация транспортных средств,
введенная Женевским соглашением 1958 г., используется в Российской Федерации
при сертификации транспортных средств.
Таким образом, специальные автомобили
различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлено различное
оборудование, агрегаты и установки, не могут быть отнесены к категории
"другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на
пневматическом и гусеничном ходу".
По отношению к таким автомобилям следует
применять налоговые ставки, предусмотренные для грузовых автомобилей, в
зависимости от мощности их двигателя.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
15.12.2004