Текст письма опубликован
"Финансовый вестник. Финансы, налоги,
страхование, бухгалтерский учет", 2005, N 18
"Налогообложение", 2005, N 5
Проблемная ситуация: О плательщиках сбора за
пользование объектами животного мира, порядке уплаты сбора и о предоставлении
сведений о лицензиях на пользование объектами животного мира.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 декабря 2004 г. N 03-07-03-02/18
Минфин России рассмотрел заключение по вопросу представления сведений о выданных лицензиях на
пользование объектами животного мира в соответствии с гл. 25.1
"Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами
водных биологических ресурсов" Налогового кодекса Российской Федерации и
сообщает.
Как правомерно указано в заключении,
согласно действующим нормам Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) и Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире"
плательщиками сбора за пользование объектами животного мира являются физические
лица, получающие именные разовые лицензии в лицензирующих органах.
Однако, по мнению
Минфина России, плательщиками указанного сбора следует считать не только
указанных физических лиц, но и организации, а также индивидуальных
предпринимателей, имеющих долгосрочные лицензии и получающих именные разовые
лицензии в лицензирующих органах для последующей выдачи физическим лицам в
порядке, установленном Приказом Минсельхоза России от 04.01.2001 N 3 "Об
утверждении Положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на
использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты".
Так, согласно нормам ст. 333.1 Кодекса
плательщиками сбора за пользование объектами животного мира помимо физических
лиц признаются также и организации, в том числе индивидуальные предприниматели,
получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование
объектами животного мира на территории Российской Федерации.
Кроме того, поскольку нормами гл. 25.1
Кодекса зачет или возврат сумм излишне уплаченного сбора по нереализованным
лицензиям, выданным уполномоченным органом, предусмотрен только для организаций
и индивидуальных предпринимателей, то, соответственно, данный сбор должен
уплачиваться организациями и индивидуальными предпринимателями. При этом сбор
должен уплачиваться при получении от лицензирующего органа
именных разовых лицензий на однократное изъятие объектов животного мира из
среды их обитания для последующей реализации физическим лицам в
установленном порядке.
В соответствии со
ст. 333.6 Кодекса органы, выдающие в установленном порядке лицензию
(разрешение) на пользование объектами животного мира, под которыми, как
справедливо отмечено в письме, следует понимать специально уполномоченные
органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного
мира и среды их обитания (ст. 37 Закона "О животном мире"), обязаны
представить в налоговые органы сведения в отношении организаций, получивших
именные разовые лицензии для дальнейшей
реализации гражданам.
Согласно п. 1 ст.
333.7 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие
пользование объектами животного мира по лицензии (разрешению) на пользование
объектами животного мира, не позднее 10 дней с даты получения такой лицензии
(разрешения) представляют в налоговые органы сведения о полученных лицензиях
(разрешениях), суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных
сборов. Форма и порядок заполнения таких
сведений утверждены Приказом МНС России от 05.04.2004 N САЭ-3-21/261@.
Что касается вопроса Центрального
Правления Росохотрыболовсоюза в отношении упрощения
порядка заполнения указанной формы сведений, то, по нашему мнению, разд. 1 и 2
этой формы возможно заполнять не по каждой лицензии, а
по партии лицензий, полученной организацией на определенную дату.
В связи с этим предлагаем рассмотреть
возможность внесения изменений в данную форму сведений и при согласии просим
подготовить необходимые изменения в вышеназванный Приказ МНС России от 05.04.2004
N САЭ-3-21/261@.
В то же время проблемы, отмеченные в
заключении, в том числе в отношении порядка заполнения форм сведений, могут
быть решены только через внесение соответствующих изменений в гл. 25.1
"Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами
водных биологических ресурсов" Кодекса.
Так, в случае принятия решения о
признании плательщиками сбора только физических лиц, получающих именные разовые
лицензии, из п. 1 указанной ст. 333.1 Кодекса следует исключить норму в
отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. Для
целей администрирования сбора за пользование объектами животного мира,
взимаемого с физических лиц, целесообразно в п. 1 ст. 333.7 Кодекса вместо
сведений о полученных лицензиях, представляемых организациями и индивидуальными
предпринимателями в налоговые органы, предусмотреть предоставление в налоговые
органы сведений организациями и индивидуальными предпринимателями о выданных
лицензиях физическим лицам, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах
фактически уплаченных сборов.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
М.А.МОТОРИН
17.12.2004