Проблемная ситуация: Какие документы подтверждают
постоянное местонахождение организации в целях применения соглашений об избежании двойного налогообложения? Возможно ли
использование в качестве указанного документа формы 1013DT, разработанной ранее
в этих целях в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.1995 N
34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц?
Требуется ли проставление апостиля на указанных
документах?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 декабря 2004 г. N 03-08-07
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно оформления
документов, подтверждающих постоянное местонахождение организации, и сообщает
следующее.
Форма 1013DT, разработанная в
соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.1995 N 34 "О
налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц", не
применяется со дня вступления в силу гл.25 Налогового кодекса Российской
Федерации. Однако Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает
обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание в
иностранном государстве.
Такими документами могут являться справки
по форме, установленной внутренним законодательством иностранного государства,
а также справки в произвольной форме. Указанные справки рассматриваются как
подтверждающие постоянное местопребывание иностранной организации в случае,
если в них содержится следующая или аналогичная по смыслу формулировка:
"Подтверждается,
что иностранная организация... (наименование организации)... является
(являлась) в течение... (указывается период)... лицом с постоянным
местопребыванием в... (указывается государство)... в смысле Соглашения
(указывается наименование международного договора) между Российской
Федерацией/СССР и (указывается иностранное государство)".
В документах, подтверждающих постоянное
местопребывание, проставляются печать (штамп) компетентного (или
уполномоченного им) в смысле соответствующего соглашения об избежании
двойного налогообложения органа иностранного государства и подпись
уполномоченного должностного лица этого органа.
В соответствии со
ст.3 Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных
официальных документов (Россия присоединилась к Гаагской конвенции с 31 мая
1992 г.), единственной формальностью, которая может быть потребована для
удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо,
подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа,
которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля
компетентным органом государства, в котором этот документ совершен.
Однако выполнение упомянутой функции, то
есть проставление апостиля, не может быть
потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в
котором представлен документ, либо договоренности между двумя или несколькими
договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или
освобождают документ от легализации.
Исходя из
сложившейся практики иностранные государства принимают без проставления апостиля документы,
подтверждающие постоянное местонахождение в Российской Федерации организаций и
физических лиц, в смысле применения международных договоров Российской
Федерации об избежании двойного налогообложения.
Министерство
финансов Российской Федерации в своем Письме от 05.10.2004 N 03-08-07
рекомендовало принимать неапостилированные
официальные документы, выданные на территории иностранных государств, для
подтверждения постоянного местонахождения организаций и физических лиц, а также
рекомендовало довести до сведения подведомственных территориальных налоговых
органов возможность принятия указанных документов без проставления на них апостиля, а также образцы подписей и печатей компетентных
органов иностранных государств в смысле применения
международных договоров Российской Федерации об избежании
двойного налогообложения.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
24.12.2004