Проблемная ситуация: Организация просит
проконсультировать по следующему вопросу.
В соответствии со ст.ст.114, 115 ТК РФ
работники нашей организации имеют право на ежегодный основной оплачиваемый
отпуск - 28 календарных дней. На основании п.7 ст.255 НК РФ затраты на выплату
отпускных предприятие включает в состав расходов на оплату труда, которые
уменьшают налогооблагаемую прибыль организации. В бухгалтерском учете
организации отпускные, приходящиеся на несколько месяцев, учитываем, к примеру,
следующим образом.
Работнику предоставлен ежегодный отпуск с
18 ноября по 16 декабря.
Средний дневной заработок - 200 руб.
Общая сумма отпускных - 28 дн. х 200 руб. = 5600 руб.
Расчет отпускных производится в ноябре.
Отражение операции в ноябре:
Дт 20 - Кт 70 - 2600 руб. (13 дн. х 200 руб.) - начислены отпускные за часть отпуска,
приходящуюся на ноябрь;
Дт 20 - Кт 69 - 925,60 руб. (2600 руб. х
35,6%) - начислен ЕСН на отпускные;
Дт 97 - Кт 70 - 3000 руб. (15 дн. х 200 руб.) - начислены отпускные за часть отпуска,
приходящуюся на декабрь;
Дт 97 - Кт 69 - 1068 руб. (3000 руб. х 35,6%)
- начислен ЕСН на отпускные, приходящиеся на декабрь;
Дт 70 - Кт 68 - 728 руб. (5600 руб. х 13%) -
начислен НДФЛ с отпускных;
Дт 70 - Кт 50 - 4872 руб. (5600 руб. - 728
руб.) - выплачены отпускные из кассы.
Отражение операции в декабре:
Дт 69 - Кт 51 - 1993,60 руб. (1068 руб. +
925,60 руб.) - перечислен ЕСН;
Дт 20 - Кт 97 - 3000 руб. - отпускные за
декабрь включены в фонд заработной платы;
Дт 20 - Кт 97 - 1068 руб. - ЕСН, приходящийся
на отпускные декабря, учтен в составе затрат.
Возникает ли у организации в ноябре
налогооблагаемая временная разница в сумме 3000 руб. (отпускные за декабрь) +
1068 руб. (сумма ЕСН, начисленная на отпускные декабря) в виде отложенного
налогового обязательства в соответствии с ПБУ 18/02, утвержденным Приказом
Минфина России от 19.11.2002 N 114н?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 декабря 2004 г. N 03-03-01-04/1/190
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом регулирования
государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета
рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии с
Положением по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на
прибыль" ПБУ 18/02, утвержденным Приказом Минфина России от 19.11.2002 N
114н, налогооблагаемые временные разницы при формировании налогооблагаемой
прибыли (убытка), приводящие к образованию отложенного налогового обязательства,
выявляются, если доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в
одном отчетном периоде, при формировании налоговой базы учитываются в другом
отчетном периоде.
Обращается внимание на то, что правилами
бухгалтерского учета требование распределения затрат организации на оплату
отпусков работников в зависимости от количества дней отпуска, приходящихся на
тот или иной отчетный период (месяц, квартал, год), не определено. Решение по
данному вопросу организация принимает самостоятельно с учетом требований
нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
24.12.2004