Проблемная ситуация: Организация с 1 января 2004 г.
перешла на уплату ЕСХН. Просим разъяснить.
1. В каком порядке учитываются расходы на
приобретение такого основного средства, как дойное стадо?
2. Как учитываются доходы при определении
минимально допустимого удельного веса доходов от реализации
сельскохозяйственной продукции?
3. Должны ли быть совмещены бухгалтерский
учет и учет по ЕСХН?
4. Должна ли организация сдавать
бухгалтерскую квартальную и годовую отчетность в налоговые органы?
5. Согласно ПБУ 18/02 в 2003 г.
начислялись постоянные налоговые обязательства, налоговые активы. Как остатки
по счетам 09, 77 должны отражаться или списываться в 2004 г.?
6. Должны ли включаться во
внереализационные доходы субсидии, полученные из бюджетов всех уровней,
выданные на соответствующие виды расходов (бюджетное финансирование поступает
после покупки и отпуска материалов в производство), при расчете ЕСХН?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 декабря 2004 г. N 03-03-02-04/1/111
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
К вопросу 1. В соответствии с пп.1 п.2
ст.346.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики
единого сельскохозяйственного налога при определении объекта обложения могут
уменьшать полученные ими доходы на сумму расходов на приобретение основных
средств.
Стоимость основных средств, приобретенных
после перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, учитывается на
дату передачи их в эксплуатацию. Стоимость основных средств, приобретенных до
перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, в зависимости от срока
их полезного использования учитывается в течение определенного периода - от
одного до десяти лет (п.4 ст.346.5 Кодекса).
Классификацией основных средств,
включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства
Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, к амортизируемым основным средствам со
сроком полезного использования от 5 до 7 лет отнесен рабочий, продуктивный и
племенной скот (за исключением молодняка животных). Конкретный срок полезного
использования скота, в том числе и относящегося к молочному стаду, определяется
налогоплательщиком самостоятельно.
В связи с изложенным
при покупке скота, относящегося к дойному стаду, или при переводе молодняка в
дойное стадо до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога расходы
по его приобретению (выращиванию) учитываются в течение трех лет в следующем
порядке:
в течение первого года уплаты единого
сельскохозяйственного налога - 50 процентов стоимости;
в течение второго года - 30 процентов
стоимости;
в течение третьего года - 20 процентов
стоимости.
В соответствии с Планом счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и
Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н, стоимость
молодняка животных, переводимого в молочное стадо, оценивается по фактической
себестоимости. Приобретенные взрослые животные учитываются по фактической
себестоимости их приобретения, включая расходы по доставке. Взрослые животные,
полученные безвозмездно, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной
стоимости, к которой добавляются фактические расходы по доставке их в
организацию.
Расходы по приобретению скота,
относящегося к молочному стаду, путем его покупки или перевода из молодняка,
осуществленные после перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога,
учитываются единовременно на момент передачи скота в молочное стадо.
К вопросам 2 - 3. Согласно п.1 ст.346.2
Кодекса в целях гл.26.1 Кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями
признаются организации и индивидуальные предприниматели при условии, что в
общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) доходы от реализации
произведенной ими сельскохозяйственной продукции и выращенной рыбы, включая
продукцию их первичной переработки, составляют не менее 70 процентов.
Пунктом 6 ст.346.5 Кодекса установлено,
что в целях гл.26.1 Кодекса налогоплательщиками единого сельскохозяйственного
налога доходы учитываются кассовым методом.
Следовательно, при определении указанного
выше минимально допустимого удельного веса доходов от реализации
сельскохозяйственной продукции и продукции ее первичной переработки доходы
следует учитывать также кассовым методом.
Совмещение бухгалтерского учета и
налогового учета гл.26.1 Кодекса не предусмотрено. В то же время в п.8 ст.346.5
Кодекса указывается, что налогоплательщики обязаны вести учет показателей своей
деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого
сельскохозяйственного налога, на основании данных бухгалтерского учета, но с
учетом положений гл.26.1 Кодекса.
К вопросу 4. Поскольку согласно п.8
ст.346.5 Кодекса налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога обязаны
вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления этого
налога, на основании данных бухгалтерского учета, они должны представлять в
налоговые органы бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке.
К вопросу 5. В связи с тем
что Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на
прибыль" ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской
Федерации от 19.11.2002 N 114н, организациями - налогоплательщиками единого
сельскохозяйственного налога не применяется, в бухгалтерском учете остаток по
счетам 09 "Отложенные налоговые активы" и 77 "Отложенные
налоговые обязательства" отражается только на конец года, предшествующего
году перехода на уплату названного налога.
К вопросу 6. В соответствии с п.1
ст.346.5 Кодекса при определении объекта налогообложения единым
сельскохозяйственным налогом не учитываются доходы, предусмотренные ст.251
Кодекса.
Согласно п.2 ст.251 Кодекса при
налогообложении не учитываются целевые поступления, в том числе целевые
поступления из бюджета бюджетополучателям.
Статьей 162 Бюджетного кодекса Российской
Федерации к бюджетополучателям отнесены организации, имеющие право на получение
бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью
на соответствующий год.
Таким образом, если получаемые
организацией субсидии из бюджетов различных уровней предусмотрены бюджетной
росписью соответствующего бюджета, то они не учитываются при уплате единого
сельскохозяйственного налога.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
29.12.2004