Текст письма опубликован
"Официальные документы"
(приложение к "Учет. Налоги. Право"), 2005, N 5
"Финансовый вестник. Финансы, налоги,
страхование, бухгалтерский учет", 2005, N 7
"Налогообложение", 2005, N 2
Проблемная ситуация: О применении ЕНВД в отношении
розничной торговли товарами и оказания услуг физическим и юридическим лицам как за наличный расчет, так и по безналичному расчету;
о порядке распределения расходов по деятельности, облагаемой в соответствии с
общим режимом налогообложения, и деятельности, облагаемой ЕНВД.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 декабря 2004 г. N 03-06-04/17
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения положений
гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 346.26 Кодекса
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных
видов деятельности вводится в действие законами субъектов Российской Федерации
и может применяться налогоплательщиками наряду с общим режимом налогообложения,
предусмотренным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется по решению
субъекта Российской Федерации в отношении, в частности, розничной торговли,
осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому
объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и
другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной
торговой площади.
При этом ст. 346.27 Кодекса определено
понятие розничной торговли - это торговля товарами и оказание услуг покупателям
за наличный расчет, а также с использованием платежных карт.
При этом в
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации под наличным расчетом
следует понимать расчет наличными деньгами (ст. ст. 140, 861 Гражданского
кодекса Российской Федерации), а под безналичным расчетом - расчет платежными
поручениями, по аккредитиву, чеками, расчет по инкассо, а также в иных формах,
предусмотренных законодательством Российской Федерации и установленными в
соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (ст. ст. 861, 862 Гражданского кодекса
Российской Федерации).
Исходя из этого, предпринимательская
деятельность, связанная с розничной торговлей товарами, осуществляемой
налогоплательщиками с использованием любых форм безналичных расчетов (за
исключением расчетов с использованием платежных карт), не подпадает под
действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Налогоплательщики, осуществляющие
розничную торговлю товарами и оказание услуг физическим и юридическим лицам как за наличный, так и по безналичному расчету,
привлекаются к уплате единого налога на вмененный доход только в отношении
результатов розничной торговли за наличный расчет и с использованием платежных
карт. Доходы, полученные такими налогоплательщиками от осуществления розничной
торговли с использованием всех иных форм безналичных расчетов, подлежат
налогообложению в общеустановленном порядке или, по желанию налогоплательщика,
с применением упрощенной системы налогообложения на основе данных раздельного
учета доходов и расходов (п. 7 ст. 346.26 Кодекса).
В отношении вопроса о распределении
расходов по деятельности, облагаемой в соответствии с общим режимом
налогообложения, и деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход,
следует отметить следующее. Согласно п. 9 ст. 274 Кодекса расходы организации в
случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов
организации от деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, в
общем доходе организации по всем видам деятельности. Аналогичный порядок
определения расходов должен применяться также в отношении индивидуальных
предпринимателей.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
А.И.ИВАНЕЕВ
30.12.2004