Проблемная ситуация: Организация просит разъяснить
порядок применения положений гл.28 НК РФ. В соответствии с ОКОФ тракторы,
автогидроподъемники на пневматическом ходу, машины поливомоечные и машины
пожарные относятся к категории "машины и оборудование", а не к
категории "средства транспортные". Являются ли указанные основные
средства объектом обложения транспортным налогом? Если да, то к какой категории
транспортных средств для целей гл.28 НК РФ их следует
относить?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 декабря 2004 г. N 03-06-04-04/17
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке применения
положений гл.28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
Согласно положениям ст.11 Кодекса
институты, понятия, термины гражданского и других отраслей законодательства
Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в
каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не
предусмотрено Кодексом. При этом специфические понятия и термины
законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в
соответствующих статьях Кодекса.
Понятие "транспортное средство"
для целей применения гл.28 Кодекса определено ст.358 Кодекса. Согласно
указанной статье Кодекса под транспортными средствами понимаются, в частности,
автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу,
самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы,
мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие
водные и воздушные транспортные средства.
В рассматриваемом случае необходимо
учитывать, что понятие "транспортное средство", применяемое в гл.28
Кодекса, является более широким, чем это установлено Общероссийским
классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (код
15 0000000 "Средства транспортные"), и используется только для целей
налогообложения. Данная позиция подтверждается тем, что в соответствии с п.2
ст.358 Кодекса из объекта налогообложения транспортным налогом исключены, в
частности, тракторы и самоходные комбайны, зарегистрированные только на
сельскохозяйственных товаропроизводителей и которые в соответствии с
вышеназванным Классификатором учитываются по коду 14 0000000 "Машины и
оборудование". Однако тракторы и комбайны, зарегистрированные на иные
категории физических и юридических лиц, в данном случае рассматриваются как
транспортные средства для целей налогообложения.
Таким образом, ОКОФ может применяться для
целей транспортного налога только с учетом норм, установленных гл.28 Кодекса.
В соответствии с ОКОФ тракторы отнесены к
категории "Машины и оборудование", что является основанием для
признания их в целях применения гл.28 Кодекса транспортными средствами и,
соответственно, объектом обложения транспортным налогом по категории
"другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на
пневматическом и гусеничном ходу". К указанной категории транспортных средств
также следует относить и автогидроподъемники на пневматическом ходу.
В целях правильного применения ставок
транспортного налога при определении категории автомобиля, по мнению
Департамента, необходимо учитывать следующее.
Российская
Федерация является договаривающейся стороной международного Соглашения о
принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных
средств, предметов, предметов оборудования и частей, которые могут быть
установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об
условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих
предписаний, заключенного в Женеве 20 марта 1958 г.
В отличие от классификации транспортных
средств, используемой Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), а также Общероссийским классификатором
продукции ОК 005-93, в классификации транспортных средств, используемой
указанным Соглашением, оборудование, перевозимое специальными автомобилями,
считается грузом.
Классификация транспортных средств, введенная
женевским Соглашением 1958 г., используется в Российской Федерации при
сертификации транспортных средств.
Таким образом, специальные автомобили
различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлено различное
оборудование, агрегаты и установки (включая машины поливомоечные и машины
пожарные), относятся к категории "грузовые автомобили".
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
30.12.2004