Проблемная ситуация: Издательство - государственное
учреждение, финансируемое из федерального бюджета, занимается самостоятельной
издательской деятельностью.
Правомерно ли относить в целях
налогообложения расходы издательства по оплате коммунальных услуг, услуг связи
и транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого
персонала за счет доходов, полученных от предпринимательской деятельности, если
в смете издательства финансирование таких расходов предусмотрено за счет
указанной деятельности?
Издательство имеет на балансе здания,
находящиеся в оперативном управлении, а также основные средства, купленные за
счет средств от предпринимательской деятельности. Возможно
ли в целях обложения налогом на прибыль начислять амортизацию основных средств,
используемых и в основной, и в предпринимательской деятельности,
пропорционально доходам, полученным от основной и предпринимательской
деятельности?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 декабря 2004 г. N 03-03-01-04/4/31
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Согласно п.2 ст.42
Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетного учреждения, полученные от
предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов
и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме
учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах
соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в
государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
Бюджетные учреждения являются, в
частности, плательщиками налога на прибыль организаций в соответствии с гл.25
"Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) при получении вышеназванных доходов.
Согласно ст.321.1
Кодекса налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств
бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете
доходов и расходов бюджетного учреждения, и получающие доходы от иных
источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов
(расходов):
1) полученных
(произведенных) в рамках целевого финансирования;
2) полученных (произведенных) за счет
иных источников.
В целях гл.25 Кодекса иными источниками -
доходами от коммерческой деятельности бюджетных учреждений признаются доходы
бюджетных учреждений, получаемые от юридических лиц и физических лиц по
операциям реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и
внереализационные доходы.
Налоговая база бюджетных учреждений
определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров,
выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета
НДС и акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных
расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
В налоговом учете учет операций по
исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с
ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном гл.25 Кодекса.
Пунктом 3 ст.321.1 Кодекса установлено,
что в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения может быть предусмотрено
финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных
расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала за счет двух
источников (целевого финансирования и доходов от коммерческой деятельности). В
этом случае в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение
доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого
финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от
предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства
целевого финансирования). При этом в общей сумме доходов для указанных целей не
учитываются следующие виды внереализационных доходов:
1) доходы,
полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном,
депозитном счетах;
2) полученные от сдачи имущества в
аренду;
3) в виде курсовых
разниц;
4) другие внереализационные доходы.
Статьей 256 Кодекса определено, что
амортизируемым имуществом в целях исчисления налога на прибыль признаются
имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты
интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности,
используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем
начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со
сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью
более 10 тыс. руб.
В соответствии с п.4 ст.321.1 Кодекса при
определении налоговой базы к расходам, связанным с осуществлением коммерческой
деятельности, помимо расходов, произведенных в целях осуществления
предпринимательской деятельности, относятся суммы амортизации, начисленные по
имуществу, приобретенному за счет средств, полученных от этой деятельности, и
используемому для осуществления этой деятельности. При этом по основным
средствам, приобретенным до 1 января 2002 г., остаточная стоимость определяется
как разница между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой
амортизации, начисленной по правилам бухгалтерского учета за период
эксплуатации такого объекта.
Учитывая, что в
соответствии с пп.1 п.2 ст.256 и п.4 ст.321.1 Кодекса имущество бюджетных организаций,
находящееся у них в оперативном управлении, но приобретенное в связи с
осуществлением предпринимательской деятельности и используемое для
осуществления такой деятельности, признается амортизируемым, суммы начисленной
по такому имуществу амортизации учитываются при формировании налоговой базы для
исчисления налога на прибыль.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
30.12.2004