Текст письма опубликован
"Налогообложение", 2006, N 2
Проблемная ситуация: О налогообложении ЕСН сумм оплаты
дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляемой за счет
средств федерального бюджета.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 января 2005 г. N 03-05-02-03/1
Министерство финансов Российской
Федерации рассмотрело письмо Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам от 23.11.2004 N 05-1-08/484 о налогообложении выплат по дополнительным
отпускам, предоставляемым гражданам, подвергшимся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, единым социальным налогом и
сообщает следующее.
Статьей 236 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения единым
социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые
налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым
договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также
по авторским договорам.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от
15.05.1991 N 1244-1 (далее - Закон) установлено право граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение
компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью.
В частности, п. 5 ст. 14 и п. 4 ст. 19
Закона вышеуказанным гражданам предоставляется дополнительный оплачиваемый
отпуск продолжительностью соответственно 14 и 7 календарных дней.
Статьей 116 Трудового кодекса Российской
Федерации предусмотрены случаи, когда работнику могут быть предоставлены
ежегодные дополнительные оплачиваемые работодателем отпуска. Дополнительный
отпуск гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, Трудовым кодексом не предусмотрен. Предоставление такого
дополнительного отпуска в соответствии с Законом непосредственно не связано с
выполнением текущих трудовых обязанностей работником, особыми условиями его
труда у работодателя, с которым он в данный момент состоит в трудовых отношениях,
и производится независимо от того, содержатся ли соответствующие положения в
трудовом договоре или нет.
В соответствии со ст. 5 Закона возмещение
вреда и меры социальной поддержки данной категории граждан являются расходными
обязательствами Российской Федерации, а не работодателей. Финансирование
расходов, связанных с предоставлением дополнительного отпуска, осуществляется
не за счет средств работодателя, а за счет субсидий и субвенций, выделяемых из
Фонда компенсаций в размерах, предусмотренных законом о федеральном бюджете на
соответствующий год.
Таким образом, суммы оплаты
дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и осуществляемые за счет
средств федерального бюджета, не могут рассматриваться как выплаты,
осуществляемые работодателем по трудовым договорам, и, следовательно, не
являются объектом налогообложения единым социальным налогом.
В случае обращения налогоплательщика
возврат или зачет излишне уплаченного налога производится налоговыми органами
на основании его письменного заявления в порядке, предусмотренном в ст. 78
Кодекса.
С.Д.ШАТАЛОВ
13.01.2005