Проблемная ситуация: С 01.01.2005 вводится в действие
гл.25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, устанавливающая новый вид
госпошлины - за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы взамен
платы, определенной в соответствии с абз.5 п.2 ст.14 Федерального закона
"О рекламе". При этом, как и в предыдущие годы, госпошлина отнесена к
федеральным сборам, и с учетом норм бюджетного законодательства РФ госпошлина
за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы отнесена в г.
Санкт-Петербурге к источникам налоговых доходов бюджета г. Санкт-Петербурга.
Вступление в силу гл.25.3 НК РФ влечет за
собой определенные вопросы. Так, согласно п.2 ст.12 НК РФ федеральными сборами
признаются сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей
территории РФ. При их установлении определяются плательщики и элементы
обложения, включая порядок исчисления. В то же время в соответствии с п.2 ст.14
Федерального закона "О рекламе" (в редакции, действующей с
01.01.2005) госпошлина за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы
уплачивается в размерах и в порядке, которые установлены законодательством о
налогах и сборах. При этом распространение наружной рекламы допускается при
наличии разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления поселения или
городского округа, согласованного с соответствующими органами.
В связи с
вышеизложенным, просим дать разъяснения по следующим вопросам.
1. Вправе ли исполнительные органы
государственной власти г. Санкт-Петербурга выдавать разрешения на
распространение наружной рекламы и, соответственно, быть администраторами
соответствующей госпошлины?
2. Разработаны ли на федеральном уровне
единый порядок выдачи разрешений на распространение наружной рекламы, предусматривающий в том числе и срок действия этих
разрешений, а также форма (бланк) разрешения?
3. Определен ли на федеральном уровне
порядок исчисления госпошлины за выдачу разрешений на распространение наружной
рекламы?
4. Госпошлина за выдачу разрешений на
распространение наружной рекламы согласно гл.25.3 НК РФ составляет 1500 руб.
Однако неясно, взимается ли госпошлина в указанном размере за выдачу разрешения
на распространение наружной рекламы на каждый рекламоноситель
или независимо от их количества у одного налогоплательщика?
5. Следует ли начислять госпошлину за
выдачу разрешения на распространение наружной рекламы по договорам, заключенным
до 01.01.2005, со сроком действия, переходящим на последующие годы?
6. Вправе ли субъекты РФ устанавливать и
взимать наряду с госпошлиной за выдачу разрешения на распространение наружной
рекламы плату в соответствии с п.3 ст.14 Федерального закона "О
рекламе" (в том числе плату за предоставление в пользование участков на
землях общего пользования)? Какими полномочиями наделены исполнительные органы
местного самоуправления в данном случае?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 января 2005 г. N 03-06-03-03/05
В связи с
обращением по вопросу уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на
распространение наружной рекламы
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
В соответствии с
Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части
первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие
законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу
отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон) с 1 января 2005 г. вступает в силу
новая гл.25.3 "Государственная пошлина" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно пп.80 п.1 ст.333.33 Кодекса
размер государственной пошлины за выдачу разрешения на распространение наружной
рекламы составляет 1500 руб.
В соответствии с абз.5 п.2 ст.14
Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" за выдачу
разрешения на распространение наружной рекламы уплачивается государственная
пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах. Согласованное разрешение на распространение
наружной рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях
выдается соответствующим органом местного самоуправления.
Учитывая
изложенное, исполнительные органы местного самоуправления вправе выдавать
разрешения на распространение наружной рекламы.
Что касается срока действия выдаваемых
разрешений на распространение наружной рекламы, то данной главой Кодекса он не
определен. Поэтому, по нашему мнению, исполнительные органы местного
самоуправления вправе самостоятельно определять период (срок) действия данных
разрешений.
Порядок и сроки уплаты государственной
пошлины за совершение юридически значимых действий определен ст.333.18 Кодекса.
В соответствии с пп.6 п.1 данной статьи Кодекса при обращении организаций или
физических лиц за выдачей разрешения на распространение наружной рекламы
государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) иных
документов на совершение таких действий.
Факт уплаты государственной пошлины
плательщиком в безналичной форме должен быть подтвержден платежным поручением с
отметкой банка о его исполнении.
Факт уплаты
государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо
квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией,
выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым
производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и
сборов. В настоящее время форма квитанции
строгой отчетности, предназначенной для оформления приема должностным лицом или
кассой сельского и поселкового органа местного самоуправления наличных денег от
физических лиц в уплату налоговых платежей, утверждается.
Кодексом не предусмотрено утверждение на
федеральном уровне формы (бланка) разрешения на распространение наружной
рекламы. Исполнительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно
утвердить такую форму (бланк).
Разрешение на распространение наружной
рекламы, по нашему мнению, должно выдаваться отдельно на каждый рекламный
плакат, независимо от его места размещения, площади рекламной поверхности и
т.д.
Согласно ст.23
Федерального закона данный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005
г., следовательно, нормы главы Кодекса распространяются на правоотношения,
возникшие с 1 января 2005 г. Таким образом, за выдачу разрешения на
распространение наружной рекламы по договорам, заключенным до 1 января 2005 г.,
со сроком действия, переходящим на последующие годы, государственная пошлина
уплачиваться не должна.
Согласно п.3 ст.14 Федерального закона
"О рекламе" за распространение наружной рекламы путем установки ее на
землях общего пользования, объектах благоустройства, зданиях, сооружениях и
иных объектах, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, должна
взиматься плата, устанавливаемая в соответствии с п.2 данной статьи
соответствующим органом местного самоуправления. Данная плата за
распространение наружной рекламы взимается после получения разрешения на
распространение наружной рекламы, за выдачу которого должна быть уплачена
государственная пошлина.
В соответствии с
Приложением N 11.1 "Главные распорядители средств федерального бюджета -
администраторы поступлений в бюджеты Российской Федерации" к Федеральному
закону "О бюджетной классификации Российской Федерации" предусмотрено
закрепление основных источников доходов бюджетов Российской Федерации, в том
числе государственной пошлины, за федеральными органами государственной власти,
наделенными полномочиями согласно ст.6 Федерального закона "О федеральном
бюджете на 2005 год".
Доходы по
государственной пошлине, не вошедшие в Приложение N 11.1, субъекты Российской
Федерации закрепляют законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта
Российской Федерации на очередной финансовый год либо передают соответствующие
полномочия органам местного самоуправления (в части доходов, зачисляемых в
соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений
в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных
отношений" в местные бюджеты).
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
М.А.МОТОРИН
17.01.2005