Проблемная ситуация: Банк просит разъяснить, является
ли наличие счета-фактуры необходимым условием для принятия в качестве расходов
при определении налоговой базы по налогу на прибыль сумм НДС, уплаченных
поставщикам по приобретенным товарам (работам, услугам).
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 января 2005 г. N 03-03-01-04/2/9
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Согласно п.1 ст.252 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу
на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных
расходов (за исключением расходов, указанных в ст.270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст.265
Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными
расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в
соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются
любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности,
направленной на получение дохода.
В соответствии с
п.2 ст.254, п.п.1 и 3 ст.257 Кодекса стоимость товарно-материальных ценностей,
первоначальная стоимость основного средства, первоначальная стоимость
имущества, являющегося предметом лизинга, первоначальная стоимость
амортизируемых нематериальных активов учитываются для целей обложения налогом
на прибыль без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы
согласно Кодексу.
Согласно п.2 ст.169 Кодекса
счета-фактуры, составленные и выставленные без нарушения порядка, установленного
п.п.5 и 6 указанной статьи, являются основанием для принятия предъявленных
покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
При этом п.1 ст.172
Кодекса устанавливает, что вычетам подлежат, если иное не установлено данной
статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им
при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при
ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на
учет указанных товаров (работ, услуг), с учетом особенностей, предусмотренных
данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Кроме того, в соответствии со ст.168
Кодекса в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на
получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в
счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.
Таким образом, счет-фактура не является
документом, подтверждающим уплату налогоплательщиками сумм налога на
добавленную стоимость.
При этом согласно п.5 ст.170 Кодекса
банки имеют право включать в затраты, уменьшающие базу по налогу на прибыль,
суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам по приобретенным
товарам (работам, услугам).
Исходя из
изложенного для принятия в целях налогообложения прибыли сумм налога на
добавленную стоимость наличие счетов-фактур является необязательным при условии подтверждения факта осуществления
указанных расходов первичными документами и осуществления данных расходов для
целей получения дохода.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
21.01.2005