Проблемная ситуация: Являются ли объектом
налогообложения по ЕСН и НДФЛ суммы оплаты дополнительного отпуска
продолжительностью 7 календарных дней, предоставляемого гражданам, работающим и
проживающим на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате
Чернобыльской катастрофы, а также выплата дополнительного вознаграждения за
выслугу лет в зависимости от стажа работы?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 января 2005 г. N 03-05-02-04/8
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от
15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N
122-ФЗ) (далее - Закон) установлено право граждан Российской Федерации,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
В частности,
гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с
льготным социально-экономическим статусом, гарантируется ежегодный
дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней,
предусмотренный п.4 ст.19 Закона, а также выплачивается дополнительное
вознаграждение за выслугу лет в зависимости от стажа работы в данной зоне и
степени ее радиоактивного загрязнения, предусмотренное п.5 ст.18 Закона.
Статьей 116 Трудового кодекса Российской
Федерации предусмотрены случаи, когда работнику могут быть предоставлены
ежегодные дополнительные оплачиваемые работодателем отпуска. Однако
предоставление дополнительного отпуска на основании Закона непосредственно не
связано с выполнением текущих трудовых обязанностей работником, особыми
условиями его труда у работодателя, с которым он в данный момент состоит в
трудовых отношениях.
Статьей 236 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения единым
социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые
налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым
договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также
по авторским договорам.
Финансирование расходов, связанных с
предоставлением дополнительного отпуска, осуществляется не за счет средств
работодателя, а за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, суммы оплаты
дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляемые за счет
средств федерального бюджета, не могут рассматриваться как выплаты,
осуществляемые работодателем по трудовым договорам, и, следовательно, не
являются объектом налогообложения единым социальным налогом.
Пунктом 3 ст.217
Кодекса установлено, что от обложения налогом на доходы физических лиц
освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации,
законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями
представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в
пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской
Федерации), связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем
или иным повреждением здоровья.
К таким компенсационным выплатам следует
отнести суммы оплаты дополнительного отпуска, предусмотренного ст.19 Закона,
предоставляемого гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие
чернобыльской катастрофы.
Исходя из
изложенного выплаты по вышеуказанным дополнительным отпускам, предоставляемым в
целях возмещения вреда в связи с выполнением трудовых обязанностей на
территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, являясь
компенсационными выплатами, не подлежат обложению налогом на доходы физических
лиц.
В соответствии с
абз.1 ст.19 "Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан,
постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным
социально-экономическим статусом" Закона дополнительное вознаграждение за
выслугу лет, предусмотренное п.5 ст.18 Закона, является одной из мер социальной
поддержки и производится только работникам предприятий, организаций и
учреждений, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному
загрязнению.
Следовательно, указанная выплата не
рассматривается как "возмещение вреда", т.е. в качестве компенсации,
и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным
налогом в установленном порядке, являясь одной из форм оплаты труда.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
24.01.2005