Проблемная ситуация: Просим разъяснить порядок
применения положений гл.26.3 "Система налогообложения в виде единого
налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ в
отношении предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению
наружной рекламы с 01.01.2005 по следующим вопросам.
1. Облагается ли ЕНВД размещение
социальной рекламы, которое организация обязана осуществить и оплата за которое не производится?
2. Являются ли вывески с указанием
наименования организации-изготовителя, исполнителя или продавца (фирменного
наименования организации, места ее нахождения, режима работы и т.п.) средствами
наружной рекламы, облагаемыми ЕНВД?
3. Подлежит ли обложению ЕНВД
деятельность организации по самостоятельному распространению и (или) размещению
рекламной информации о своих товарах?
4. Что следует понимать
под физическими показателями базовой доходности "площадь информационного
поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы" и "площадь
информационного поля световых и электронных табло" в случае, если на щите
3 х 6 м нанесено изображение размером 1 х 1 м (как меняющиеся, так и
постоянное), а также при использовании электронного табло площадью 4 х 5 м при
смене рекламного изображения 120 раз в минуту?
5. Каков порядок расчета ЕНВД, если наружная
реклама была размещена на рекламоносителе в течение
10 дней в начале месяца, затем 10 дней рекламоноситель
пустовал и 10 дней в конце месяца реклама опять была
размещена на нем?
6. Какие документы необходимо представить
при подтверждении расчета ЕНВД?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 февраля 2005 г. N 03-06-05-04/14
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения положений
гл.26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) в отношении предпринимательской деятельности по
распространению и (или) размещению наружной рекламы и сообщает следующее.
Согласно ст.346.27
Кодекса предпринимательской деятельностью по распространению и (или) размещению
наружной рекламы признается деятельность организаций или индивидуальных
предпринимателей по доведению до потребителей рекламы рекламной информации
путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов,
стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических
средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на
визуальное восприятие.
Согласно ст.2
Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" реклама - это
распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом
или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация),
которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или
поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и
начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Учитывая
изложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что гл.26.3 Кодекса
не предусмотрено каких-либо ограничений по видам рекламной информации,
подлежащим распространению и (или) размещению налогоплательщиками для целей
применения ими системы налогообложения в виде единого налога на вмененный
доход, под действие данного специального налогового режима подпадает
распространение и (или) размещение любой наружной рекламы, в том числе и
рекламы, носящей социальную
направленность.
В отношении
размещаемой на вывесках информации об изготовителе, исполнителе или продавце
(фирменное наименование организации, место ее нахождения, режим работы и т.п.)
следует отметить, что исходя из норм ст.9 Закона Российской Федерации от
07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", устанавливающей
обязанность указанных лиц доводить данную информацию до сведения потребителей,
а также норм Федерального закона "О рекламе" такая информация не является рекламой и, следовательно, ее размещение на вывесках этих
лиц не подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход.
В целях применения гл.26.3 Кодекса
деятельность организаций по самостоятельному распространению и (или) размещению
рекламной информации о своих товарах не может быть признана соответствующей
установленному ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации понятию
"предпринимательская деятельность", и
следовательно, в отношении данной деятельности не может применяться система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Согласно ст.346.27 Кодекса под физическим
показателем базовой доходности "площадь информационного поля печатной и
(или) полиграфической наружной рекламы" понимается площадь нанесенного
изображения, а под физическим показателем базовой доходности "площадь
информационного поля световых и электронных табло" - площадь светоизлучающей
поверхности.
В связи с этим при
определении величины физического показателя базовой доходности в отношении
деятельности по распространению и (или)
размещению печатной и (или) полиграфической наружной рекламы учитывается
площадь всех нанесенных на информационное поле стационарного технического
средства наружной рекламы изображений. При этом для стационарных технических
средств наружной рекламы, позволяющих изменять указанную рекламную информацию в
течение определенного периода времени, площадь информационного поля
определяется по совокупности площадей всех размещенных (демонстрируемых) на
таких технических средствах изображений.
При определении величины физического
показателя базовой доходности в отношении деятельности по распространению и
(или) размещению наружной рекламы на световых и электронных табло площадь
светоизлучающей поверхности данных стационарных технических средств учитывается
вне зависимости от количества размещаемой (демонстрируемой) на них рекламной
информации.
В соответствии с нормами ст.346.29
Кодекса налоговая база по единому налогу на вмененный доход исчисляется
налогоплательщиками за каждый календарный месяц налогового периода и затем
суммируется для целей исчисления суммы единого налога на вмененный доход, подлежащей
уплате за налоговый период.
В связи с этим
организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность, связанную с
распространением и (или) размещением наружной рекламы, исчисляет налоговую базу
по единому налогу на вмененный доход за каждый календарный месяц налогового
периода, в течение которого принадлежащие ей (арендованные или используемые ею
на иных правовых основаниях) стационарные технические средства наружной рекламы
фактически использовались по назначению (независимо от количества дней
использования в данном календарном месяце).
При этом законодательные органы
государственной власти субъектов Российской Федерации исходя из норм ст.346.27
Кодекса и в соответствии с предоставленными им гл.26.3 Кодекса полномочиями по
установлению значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2 вправе предусмотреть в перечне особенностей ведения
указанного вида предпринимательской деятельности фактический период времени
размещения и (или) распространения наружной рекламной информации.
Также обращаем внимание на то, что в
соответствии со ст.346.32 Кодекса налогоплательщики единого налога на вмененный
доход по окончании налогового периода обязаны представить в налоговый орган по
месту учета налоговую декларацию. При этом к указанной декларации налогоплательщики
могут прилагать документы или их копии, подтверждающие физические показатели,
использованные при исчислении единого налога на вмененный доход. К указанным
документам могут относиться любые документы, имеющиеся у налогоплательщика и
подтверждающие его права на размещение рекламной информации, а также
подтверждающие площади информационного поля печатной и (или) полиграфической
наружной рекламы и информационного поля световых и электронных табло.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
01.02.2005