Проблемная ситуация: Муниципальное унитарное
предприятие (МУП) просит разъяснить порядок применения льготы по налогу на
имущество, установленной п.6 ст.381 НК РФ, для предприятий ЖКХ.
На протяжении 2004 г. МУП получало
бюджетные ассигнования в виде: субвенции на возмещение расходов по
предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг,
субсидии на покрытие убытков и средств на капитальный ремонт жилого фонда. В
хозяйственном ведении МУП находятся жилищный фонд и объекты инженерной
инфраструктуры. Указанные основные средства при расчете налога на имущество мы
относили к льготируемому имуществу на основании п.6
ст.381 НК РФ. Правомерно ли это?
Вправе ли предприятие применять указанную
льготу в 2005 г., если бюджетные ассигнования будут поступать только по статье
"капитальный ремонт жилого фонда" или статье "субвенция на
возмещение расходов по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и
коммунальных услуг"? Можно ли средства, поступающие в возмещение
выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате жилья, считать
бюджетным ассигнованиями применительно к п.6 ст.381 НК РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 февраля 2005 г. N 03-06-01-04/82
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по затронутому в нем вопросу
сообщает следующее.
Согласно п.6 ст.381 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) организации освобождаются от
налогообложения в отношении объектов жилищного фонда и инженерной
инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью
или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской
Федерации и (или) местных бюджетов.
Жилой дом для целей
налогообложения как объект жилищного фонда, состоящий на балансе организации,
необходимо рассматривать как единый обособленный комплекс со всеми нежилыми
помещениями и инженерными объектами (лифты, лифтовые шахты, лестничные клетки,
лестницы, крыши, технические этажи, подвалы, технические помещения,
коммуникации и т.д.), объединенными единым функциональным предназначением и
представляющими собой единое целое.
Объектами инженерной инфраструктуры
жилищно-коммунального комплекса являются находящиеся на балансе
налогоплательщика сооружения, инженерное оборудование, а также иные объекты,
созданные или предназначенные для функционирования жилищно-коммунального
комплекса, в том числе составляющие придомовую территорию.
Освобождение от налогообложения
предоставляется только в отношении тех объектов жилищного фонда и инженерной
инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, которые находятся на балансе
той организации, которой из соответствующего бюджета выделяется полное или
частичное финансирование на содержание именно этих объектов. При этом
финансирование из бюджета может идти как в части покрытия конкретных затрат
организации, так и в части покрытия убытка от содержания указанных объектов.
Согласно ст.1
Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной
жилищной политики" (утрачивает силу с 01.03.2005) и ст.154 Жилищного
кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (вступает в силу с
01.03.2005) ценообразование в сфере жилищно-коммунального хозяйства различает
такие понятия, как плата за содержание, ремонт жилья, включающая в себя плату
за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в
многоквартирном доме, и плата за коммунальные услуги.
В этой связи возмещение из бюджетов
субъектов Российской Федерации и местных бюджетов организациям разницы в
тарифах за оказанные услуги не может признаваться финансированием на содержание
объектов жилищно-коммунального хозяйства.
В то же время средства, поступающие в
возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате
жилья, являются по существу финансированием из бюджета затрат
жилищно-коммунальных организаций в части покрытия убытков от содержания
объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
02.02.2005