Проблемная ситуация: Индивидуальный предприниматель
для осуществления предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли
арендует в магазине выгороженное торговое место в виде киоска (т.е. без
торгового зала). Как классифицировать указанное торговое место в целях
исчисления ЕНВД - как стационарное или как нестационарное? Какой физический
показатель следует использовать в данном случае - торговое место или площадь
торгового зала?
Кроме того, предприниматель арендует в
торговых залах магазинов места для размещения средств напольной рекламы,
которые предназначены для доведения до потребителей рекламной информации как о товарах предпринимателя, так и о товарах
других лиц, чьи реквизиты указаны на рекламных устройствах. Подпадает ли такая
деятельность по размещению напольной рекламы под обложение ЕНВД?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 февраля 2005 г. N 03-06-05-05/07
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что в связи с
отсутствием документов, касающихся заключенного договора аренды, дать
однозначный ответ на поставленные в письме вопросы не представляется возможным.
При этом необходимо учитывать следующее.
Согласно ст.346.26
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения
в виде единого налога на вмененный доход применяется по решению субъекта
Российской Федерации в отношении, в частности, розничной торговли,
осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому
объекту организации торговли не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие
объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
Статьей 346.27
Кодекса определено, что под магазином понимается специально оборудованное
стационарное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания
услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными,
административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения
товаров и подготовки их к продаже, а под площадью торгового зала - площадь всех
помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли,
определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
В целях применения
единого налога на вмененный доход к правоустанавливающим и инвентаризационным
документам относятся любые имеющиеся у налогоплательщика на объект стационарной
торговой сети документы, содержащие необходимую информацию о назначении,
конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также
информацию, подтверждающую право на пользование данным объектом (договор
передачи (договор купли-продажи) нежилого помещения; технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации,
договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей),
разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и т.п.).
При этом необходимо
учитывать, что торговые точки, используемые, в частности, индивидуальным
предпринимателем для розничной торговли, относятся к нестационарной торговой
сети по признаку иных объектов, где осуществляется торговля, не относимых в
соответствии с требованиями гл.26.3 Кодекса к стационарной торговой сети
(например, в здании (его части), которое не является местом, специально
приспособленным для ведения торговли).
Если помещение, используемое для
осуществления розничной торговли, не соответствует установленному гл.26.3
Кодекса понятию магазина, то его следует рассматривать как объект
нестационарной торговой сети. И в этом случае на основании ст.346.29 Кодекса
исчисление единого налога на вмененный доход производится с использованием
показателя базовой доходности "торговое место".
Одновременно
сообщаем, что согласно ст.346.27 Кодекса под предпринимательской деятельностью
по распространению и (или) размещению наружной рекламы понимается деятельность
организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей
рекламы рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств
наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных
стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга
лиц и рассчитанной на визуальное восприятие.
Из указанной статьи Кодекса следует, что
к стационарным техническим средствам наружной рекламы могут относиться лишь те
технические средства, которые непосредственно связаны с землей, зданиями,
строениями и сооружениями (то есть объектами недвижимого имущества) и не
предназначены для перемещения в период действия срока, установленного для их
размещения на соответствующих рекламных местах.
Также обращаем Ваше
внимание, что в целях применения гл.26.3 Кодекса деятельность организаций по
самостоятельному распространению и (или) размещению рекламной информации о
своих товарах не может быть признана соответствующей установленному ст.2
Гражданского кодекса Российской Федерации понятию "предпринимательская
деятельность" и, следовательно, в отношении данной деятельности не может
применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Таким образом, осуществляемая Вами
деятельность по размещению напольной рекламы не подлежит переводу на систему
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
02.02.2005