Проблемная ситуация: Православная церковь просит
разъяснить, какие льготы по земельному налогу предоставляются религиозным
организациям. Учитывая, что церковь существует лишь на пожертвования людей,
возможно ли освобождение религиозных организаций от уплаты земельного налога?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 февраля 2005 г. N 03-06-02-05/04
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу взимания земельного
налога с религиозных организаций и сообщает следующее.
Согласно ст.65 Земельного кодекса
Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является
платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и
арендная плата.
На основании ст.57 Конституции Российской
Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В налоговой системе Российской Федерации
земельный налог входит в состав местных налогов. Средства от поступления
земельного налога в настоящее время являются одним из основных источников
формирования доходной части бюджетов муниципальных образований.
В соответствии с
гл.31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс), вступившей в силу с 1 января 2005 г., земельный налог
устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с
Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований, а также законами городов федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.388 Кодекса
налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица,
обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками
организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них
на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору
аренды.
В этой связи обращаем
внимание, что в соответствии со ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
религиозные организации обязаны переоформить право постоянного (бессрочного)
пользования земельными участками на право аренды земельных участков или
приобрести земельные участки в собственность либо переоформить на право
безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2006 г. в соответствии с правилами ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Также следует отметить, что на основании
п.3 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных
участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения
объектов осуществляется религиозным организациям для строительства зданий,
строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения в
безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений,
сооружений.
Таким образом, религиозные организации не
будут являться налогоплательщиками земельного налога в отношении земельных
участков, находящихся у них в безвозмездном срочном пользовании.
Принимая во внимание, что одним из
основных направлений налоговой реформы является выравнивание условий
налогообложения для всех налогоплательщиков прежде
всего путем сокращения имеющихся льгот и исключений из общего режима
налогообложения, перечень налоговых льгот, устанавливаемых гл.31 Кодекса,
является крайне ограниченным.
Однако для религиозных организаций
предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога в отношении
принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и
сооружения религиозного и благотворительного назначения (ст.395 Кодекса).
Указанная норма в
значительной степени расширяет льготное налогообложение земельных участков,
принадлежащих религиозным организациям, поскольку в соответствии со ст.12
Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за
землю", утрачивающего силу с 1 января 2006 г., льготное налогообложение
распространяется только на земли, на которых находятся используемые
религиозными организациями здания, охраняемые государством как памятники
истории, культуры и архитектуры.
Кроме того, ст.387
Кодекса определено, что при установлении земельного налога представительные
органы муниципальных образований (органы законодательной (представительной)
власти г.г. Москвы и Санкт-Петербурга) в принимаемых
нормативных правовых актах (законах) могут самостоятельно определять налоговые
ставки в пределах, установленных Кодексом, а также устанавливать налоговые
льготы, основания и порядок их применения, включая размер не облагаемой налогом
суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
02.02.2005