Проблемная ситуация: Организация производит и
перерабатывает сельскохозяйственную продукцию: занимается выращиванием сои, а
также содержит стадо коров, от которых получает молоко. Соя перерабатывается в
муку, а молоко - в сухую сыворотку. Из полученных ингредиентов производится
заменитель цельного молока для телят. Доходы от реализации заменителя цельного
молока для телят составляют около 60 процентов от общего объема доходов от
реализации, доходы от реализации необработанных молока и сои - около 40
процентов. Иных видов деятельности организация не осуществляет. Имеет ли право
организация применять льготные ставки по налогу на прибыль, установленные
ст.2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ, в отношении доходов от
реализации заменителя цельного молока для телят?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 февраля 2005 г. N 03-03-01-04/1/63
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики на письмо сообщает
следующее.
Статьей 2.1 Федерального закона от
06.08.2001 N 110-ФЗ для организаций - сельскохозяйственных
товаропроизводителей, не перешедших на уплату единого сельскохозяйственного
налога, предусмотрена пониженная ставка налога на прибыль для доходов от
реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также от
реализации произведенной и переработанной ими собственной сельскохозяйственной
продукции на период до 2015 г.
Статья 11 Налогового кодекса РФ не
определяет понятие "сельскохозяйственные товаропроизводители" для
целей налогообложения. Глава 25 Кодекса также не дает такого определения в
целях налогообложения прибыли.
В связи с этим для целей налогообложения
прибыли следует применять понятие "сельскохозяйственные
товаропроизводители", данное в Федеральном законе от 08.12.1995 N 193-ФЗ
"О сельскохозяйственной кооперации".
Согласно ст.1 указанного Закона к
сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся физические или юридические
лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, составляющей
в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой
продукции, а также рыболовецкие артели (колхозы), производство
сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которых составляет в стоимостном выражении
более 70 процентов общего объема производимой продукции.
При оценке произведенной
сельскохозяйственной продукции нужно руководствоваться Методическими указаниями
по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными
Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н. В соответствии с п.203 названных
Методических указаний готовая продукция может оцениваться в аналитическом и
синтетическом бухгалтерском учете организации по фактической производственной
себестоимости или по нормативной себестоимости, включающей затраты, связанные с
использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов,
топлива, энергии трудовых ресурсов и других затрат на производство продукции.
При отнесении продукции к
сельскохозяйственной следует руководствоваться Общероссийским классификатором
продукции (ОК 005-93), утвержденным Постановлением
Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.
Согласно указанному Классификатору
заменитель цельного молока относится к продукции молочной и маслосыродельной
промышленности (коды 92 2309 и 92 2380), а не к сельскохозяйственной продукции.
Доходы от реализации заменителя цельного
молока в общем объеме доходов от реализации
производимой организацией продукции составляют 60 процентов, а доходы от
реализации непереработанных молока и сои - только 40
процентов. Если объем готовой продукции в виде непереработанных
молока и сои также составляет менее 50 процентов от общего объема произведенной
готовой продукции, то организация не может быть отнесена к сельскохозяйственным
товаропроизводителям.
В этом случае уплата налога на прибыль
должна производиться в общеустановленном порядке по ставке 24 процента.
Копия настоящего ответа направлена в
Управление налогообложения прибыли (дохода) ФНС России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
11.02.2005