Проблемная ситуация: Авиапредприятие (ООО) просит дать
разъяснения по вопросам исчисления и уплаты транспортного налога в 2004 г.
1. Авиапредприятие арендует воздушные
суда. Будет ли в этом случае оно являться плательщиком транспортного налога?
2. Мощность двигателя для целей
исчисления налога определяется исходя из технической
документации на соответствующее транспортное средство и указывается в
регистрационных документах. Предприятие эксплуатирует вертолеты с двигателями,
в технической документации которых присутствуют три значения мощности в
соответствии с различными режимами. Согласно п.1 ст.361 НК РФ установлена
налоговая ставка на самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие
двигатели, в размере 25 руб. с каждой лошадиной силы. Какую в данном случае
следует принимать мощность двигателя налогоплательщику при исчислении
транспортного налога?
3. Может ли авиапредприятие применять
освобождение от уплаты транспортного налога с воздушных судов, находящихся в
собственности, в соответствии с пп.4 п.2 ст.358 НК РФ, если:
- предприятие имеет сертификат эксплуатанта на осуществление коммерческих воздушных
перевозок и авиационных работ и различные лицензии на осуществление
пассажирских и грузовых перевозок;
- в уставе предприятия записано:
"предметом деятельности Общества является производственно-хозяйственная
деятельность, направленная на удовлетворение общественных потребностей в сфере
авиационных работ, авиаперевозок пассажиров, грузов, почты, выполнение иных
работ и оказание услуг";
- комитетом государственной статистики
предприятию присвоены следующие коды: ОКОНХ - 51300 - авиационный транспорт,
ОКВЭД - 62.20 - деятельность воздушного транспорта, не подчиняющегося
расписанию.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 февраля 2005 г. N 03-06-04-04/09
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
1. Статьей 357 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что плательщиками
транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с
законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства,
признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 Кодекса.
Согласно п.1 ст.358 Кодекса объектом
налогообложения признаются, в частности, самолеты, вертолеты и другие воздушные
транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами
государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации,
утвержденными Приказом Минтранса России от 12.10.1995 N ДВ-110, государственная
регистрация гражданских воздушных судов Российской Федерации является
документальным подтверждением распространения юрисдикции Российской Федерации
на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами
собственника, эксплуатанта и государства.
Свидетельство о государственной регистрации
гражданского воздушного судна Российской Федерации - это документ,
удостоверяющий, что воздушное судно должным образом занесено в Государственный
реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации в соответствии с
требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации и настоящих Правил.
Указанное свидетельство выдается только для целей регистрации и не является
документом, удостоверяющим право на владение воздушным судном.
При этом определено, что воздушные суда
подлежат государственной регистрации на эксплуатанта
(лицо, представляющее документы для занесения воздушного судна в
Государственный реестр гражданских судов Российской Федерации).
В соответствии со ст.61 Воздушного
кодекса Российской Федерации эксплуатант - это
гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности,
на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное
воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Таким образом, в
отношении воздушных судов именно эксплуатанты,
указанные в свидетельстве о регистрации гражданского воздушного судна, являются
налогоплательщиками транспортного налога.
2. В соответствии со ст.359 Кодекса
налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели,
определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
При этом ст.361 Кодекса налоговые ставки
установлены применительно к максимальной мощности двигателя транспортного
средства, которая указана в регистрационных документах на основе технической
документации на соответствующее транспортное средство, независимо от мощности,
развиваемой двигателем при различных режимах эксплуатации.
3. Подпунктом 4 п.2 ст.358 Кодекса
определено, что не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые
морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом
деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых
перевозок.
Подтверждением, что основным видом
деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых
перевозок, являются:
1) положения учредительных документов
(учредительный договор, устав, положение и другие документы), определяющие
пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности,
цели создания организации;
2) наличие действующей лицензии на
осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.
Кроме того, подтверждением, что основным
видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или)
грузовых перевозок, могут также являться:
получение выручки от пассажирских и
грузовых перевозок;
наличие установленной законодательством
отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и
(или) грузов.
При этом под деятельностью по
осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать
деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании
договоров перевозки в соответствии с гл.40 Гражданского кодекса Российской
Федерации.
Перевозка пассажиров, их багажа, грузов,
почтовых отправлений, а также соответствующие договоры перевозки
регламентируются гл.XV Воздушного кодекса Российской
Федерации.
При этом следует учитывать, что положения
пп.4 п.2 ст.358 Кодекса не распространяются на транспортные средства,
находящиеся в аренде.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
11.02.2005