Проблемная ситуация: Банк просит разъяснить следующий
вопрос.
В соответствии со
ст.21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от
22.08.2004 N 122-ФЗ) с 1 января 2005 г. организациям, численность работников
которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской
Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к
среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%).
В соответствии со ст.3 Закона г. Москвы
от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" работодателям,
осуществляющим деятельность на территории г. Москвы, у которых среднесписочная
численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в
размере 4% от среднесписочной численности работников. Согласно ст.ст.2 и 4
данного Закона работодатели в соответствии с установленными квотами обязаны
создать или выделить рабочие места для трудоустройства граждан, особо
нуждающихся в социальной защите, или внести в бюджет г. Москвы обязательную
плату за каждого не трудоустроенного в рамках установленных квот.
Вправе ли банк уменьшить налоговую базу
по налогу на прибыль на сумму указанной платы?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 февраля 2005 г. N 03-03-01-04/2/25
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей
налогообложения расходов в виде обязательной платы за каждого не
трудоустроенного в рамках установленных квот и сообщает следующее.
Для целей
налогообложения прибыли согласно ст.252 гл.25 "Налог на прибыль
организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в
случаях, предусмотренных ст.265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
В соответствии со
ст.13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости
населения в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от
22.08.2004 N 122-ФЗ) государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам,
испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ
содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных
организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для
приема на работу инвалидов, а также путем
организации обучения по специальным программам и
другими мерами (вступает в силу с 1 января 2005 г.).
Квота для приема на работу инвалидов
устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации".
Статьей 21
Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N
122-ФЗ) с 1 января 2005 г. устанавливается, что организациям, численность работников
которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской
Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к
среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Учитывая, что квотирование
рабочих мест для инвалидов установлено законодательством Российской Федерации,
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики считает возможным в целях
налогообложения прибыли учитывать расходы организации, связанные с обязательной
платой за каждого нетрудоустроенного инвалида, в размере, установленном
законодательством субъекта Российской Федерации (в данном случае - Законом г.
Москвы), в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией,
при условии, что указанные расходы документально
подтверждены в соответствии с п.1 ст.264 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
14.02.2005