Проблемная ситуация: В соответствии с п.2 ст.358 НК РФ
не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые морские суда,
находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых
является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок. В случае, когда
судоходная компания часть судов, находящихся в ее собственности, сдает в аренду
с экипажем (тайм-чартер), вправе ли она не считать переданные в тайм-чартер
суда объектом налогообложения транспортным налогом?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 февраля 2005 г. N 03-06-04-04/12
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу исчисления
транспортного налога и сообщает следующее.
Подпунктом 4 п.2 ст.358 Налогового
кодекса Российской Федерации определено, что не являются объектом
налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда,
находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного
управления) организаций, основным видом деятельности которых является
осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
Подтверждением, что основным видом
деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых
перевозок, являются:
1) положения учредительных документов
(учредительный договор, устав, положение и другие документы), определяющие
пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности,
цели создания организации;
2) наличие действующей лицензии на
осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.
Кроме того, подтверждением того, что
основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и
(или) грузовых перевозок, могут также являться:
- получение выручки от пассажирских и
грузовых перевозок;
- систематическое выполнение пассажирских
и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных
средств);
- наличие установленной законодательством
отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и
(или) грузов.
При этом под деятельностью по
осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать
деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании
договоров перевозки в соответствии с гл.40 Гражданского кодекса Российской
Федерации.
Перевозка пассажиров, их багажа, грузов,
почтовых отправлений, а также соответствующие договоры перевозки
регламентируются:
гл.XIII и XIV Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
гл.VIII и IX Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
К деятельности по осуществлению
пассажирских и (или) грузовых перевозок, в частности, относится и деятельность,
связанная с перевозкой по договору фрахтования судна на время с экипажем
(тайм-чартер).
При этом следует
иметь в виду, что к деятельности по осуществлению пассажирских и (или) грузовых
перевозок не относятся, в частности, деятельность ресторанов и баров на борту
судов, транспортная обработка грузов, хранение и прочая вспомогательная и
дополнительная деятельность (лоцманская проверка, постановка судов в док,
спасение судов, предоставление маневровых услуг, деятельность терминалов,
деятельность туристических агентств и т.д.), деятельность по обеспечению
лесосплава.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
16.02.2005