Проблемная ситуация: Согласно
ст.333.2 НК РФ объектами обложения сбором за пользование объектами водных
биологических ресурсов (далее - сбор) признаются объекты водных биологических
ресурсов в соответствии с перечнем, установленным п.п.4 и 5 ст.333.3 НК РФ,
изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии
(разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, выдаваемой
в соответствии с законодательством Российской Федерации. В п.4 ст.333.3
НК РФ для целей применения сбора определены территории, на которых
осуществляется промысел, в том числе территория Северного бассейна. Таким
образом, объектом обложения сбором являются водные биологические ресурсы,
указанные в перечне п.4 ст.333.3 НК РФ, добытые исключительно в определенных НК
РФ местах. Данный вывод подтверждается Письмом Управления Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам по Мурманской области от 19.05.2004 N
30-02-64/05354.
На основании изложенного
просим разъяснить следующие вопросы.
Являются ли плательщиками сбора
организации, осуществляющие промысел на территориях, не указанных в ст.333.3 НК
РФ? Не противоречит ли позиция УМНС России по Мурманской области, изложенная в
упомянутом Письме, действующему законодательству РФ о налогах и сборах? В каком порядке должен осуществляться пересчет суммы сбора по
фактическому улову на различных территориях, в случае если организация ведет
промысел согласно лицензии одновременно как во внутренних морских водах, в
территориальном море, в исключительной экономической зоне Российской Федерации
и на континентальном шельфе Российской Федерации в Баренцевом море, так и на
иных участках Баренцева и других морей Северного бассейна, то есть без
разделения между указанными территориями объемов водных биологических ресурсов,
предоставляемых в пользование?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 февраля 2005 г. N 03-07-03-04/9
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо об уплате сбора за пользование
объектами водных биологических ресурсов и сообщает.
Согласно нормам
ст.333.1 гл.25.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов
(далее - сбор) признаются организации и физические лица, в том числе
индивидуальные предприниматели, получающие лицензию (разрешение) на пользование
объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном
море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной
экономической зоне Российской Федерации, а также в
Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе
архипелага Шпицберген.
Кроме того, как правомерно указано в
письме, в п.4 ст.333.3 Кодекса для целей применения сбора определена территория
Северного бассейна.
Исходя из изложенного организации,
осуществляющие промысел на территориях, не указанных в ст.ст.333.1 и 333.3
Кодекса, плательщиками сбора не являются. Поэтому Письмо Управления
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мурманской области от
19.05.2004 N 30-02-64/05354, о котором упоминается в
обращении, указанным положениям Кодекса не противоречит.
Однако необходимо
учесть, что в случае выдачи лицензии (разрешения) на промысел водных
биологических ресурсов одновременно как во внутренних морских водах, в
территориальном море, в исключительной экономической зоне Российской Федерации
и на континентальном шельфе Российской Федерации в Баренцевом море, так и на
иных участках Баренцева и других морей Северного бассейна, то есть без
разделения между указанными территориями объемов водных биологических ресурсов, предоставляемых в пользование, сбор следует уплачивать за весь объем
ресурсов, предоставленных в пользование по этой лицензии (разрешению).
Что касается
пересчета суммы сбора по фактическому улову на разных территориях, то,
поскольку нормами гл.25.1 Кодекса такой перерасчет не предусмотрен, вопрос о
разделении водных биологических ресурсов в разрешениях на промысел по районам
работ может быть решен органом, уполномоченным в сфере рыбохозяйственной
деятельности, в форме внесения изменений в принятые им нормативные акты,
определяющие выдачу лицензий (разрешений) на вылов (добычу) водных биологических ресурсов.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
16.02.2005