Проблемная ситуация: Муниципальное образование просит
дать разъяснения о порядке налогообложения выплат, предусмотренных Законами г.
Москвы: Законом от 24.03.2004 N 15 "О муниципальной службе в городе
Москве", Законом от 25.02.2004 N 9 "О статусе депутата муниципального
Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве", по
следующим налогам.
1. Порядок обложения НДФЛ сумм стоимости
путевок на лечение и отдых или соответствующей компенсации для муниципальных
служащих г. Москвы.
2. Порядок обложения ЕСН стоимости
проезда на всех видах городского транспорта для депутатов муниципальных
Собраний.
3. Порядок обложения ЕСН сумм стоимости
путевок на лечение и отдых или соответствующей компенсации для муниципальных
служащих г. Москвы.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 февраля 2005 г. N 03-05-01-04/43
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на
доходы физических лиц и единым социальным налогом сумм стоимости путевок на
лечение и отдых или соответствующей компенсации для муниципальных служащих г.
Москвы, а также стоимости проезда на всех видах городского транспорта для
депутатов муниципальных Собраний и сообщает следующее.
1. Пунктом 3 ст.217 гл.23 "Налог на
доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) установлен исчерпывающий перечень случаев, когда компенсационные
выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законодательными
актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов
местного самоуправления, освобождаются от обложения налогом на доходы
физических лиц.
Предусмотренные
Законом г. Москвы от 24.03.2004 N 15 "О муниципальной службе в городе
Москве" и Законом г. Москвы от 25.02.2004 N 9 "О статусе депутата
муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в городе
Москве" компенсационные выплаты на лечение и отдых муниципальным служащим
и стоимость проезда на всех видах городского транспорта депутатам
муниципального Собрания не входят в поименованный в п.3 ст.217 Кодекса перечень выплат, освобождаемых от налогообложения.
В п.1 ст.217 Кодекса говорится только о
государственных пособиях, а также иных выплатах и компенсациях (имеющих
подобный характер), выплачиваемых в соответствии с законодательством Российской
Федерации без упоминания, в отличие от п.3 данной статьи, законодательных актов
субъектов Российской Федерации и решений представительных органов местного
самоуправления.
Из вышеизложенного следует, что в
соответствии с п.1 ст.217 Кодекса освобождаются от обложения налогом на доходы
физических лиц только те государственные пособия и иные подобные выплаты и
компенсации, которые установлены законами или иными законодательными актами
Российской Федерации.
2. Пунктом 1 ст.236
гл.24 "Единый социальный налог" Кодекса установлено, что для
налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, объектом
налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные
вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по
трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение
работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых
индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Учитывая, что
выполнение депутатами муниципального Собрания внутригородского муниципального
образования в г. Москве своих полномочий осуществляется вне рамок трудовых и
гражданско-правовых отношений, гарантии, предоставляемые им в соответствии с
Законом г. Москвы от 25.02.2004 N 9 "О статусе депутата муниципального
Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве", не
являются объектом налогообложения единым социальным налогом.
3. Согласно п.1 ст.237
Кодекса при определении налоговой базы налогоплательщиком, производящим выплаты
в пользу физических лиц, учитываются любые выплаты и вознаграждения (за
исключением сумм, указанных в ст.238 Кодекса) вне зависимости от формы, в
которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата
товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для
физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания,
отдыха, обучения в его интересах.
В пп.2 п.1 ст.238 Кодекса приведен
перечень компенсационных выплат, устанавливаемых законодательством Российской
Федерации, законодательным актами субъектов Российской Федерации, решениями
представительных органов местного самоуправления, которые не подлежат
налогообложению единым социальным налогом (в пределах норм, установленных в
соответствии с законодательством). Данный перечень является исчерпывающим.
Понятие компенсации, а также случаи
предоставления компенсаций, связанных с выполнением работником своих трудовых
обязанностей, установлены Трудовым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст.164 Трудового
кодекса Российской Федерации компенсацией признаются денежные выплаты,
установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими
трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
В соответствии с п.1 ст.27 Закона г.
Москвы от 24.03.2004 N 15 "О муниципальной службе в городе Москве"
муниципальному служащему, в частности, гарантируются бесплатная или льготная
путевка с оплатой проезда к месту отдыха и обратно или соответствующая
компенсация, предоставляемая ежегодно; медицинское обслуживание, включая членов
его семьи; бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта
(кроме такси) и др.
Поскольку предоставляемая муниципальным
служащим в соответствии с вышеуказанным Законом оплата проезда и медицинского
обслуживания не связана с выполнением ими трудовых обязанностей, то пп.2 п.1
ст.238 Кодекса в отношении таких выплат не применяется.
В то же время выплаты, производимые вне
рамок трудовых отношений в пользу членов семьи муниципального служащего, не
являются объектом обложения единым социальным налогом.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
21.02.2005