Проблемная ситуация: Основным видом деятельности
авиакомпании является осуществление пассажирских и грузовых авиаперевозок. При
осуществлении указанной деятельности организацией используются как собственные
воздушные суда, так и арендованные. Для осуществления деятельности организация
располагает сертификатом эксплуатанта и
соответствующими необходимыми лицензиями на осуществление грузовых и
пассажирских перевозок. Относится ли авиакомпания к плательщикам транспортного
налога в отношении арендованных воздушных судов в соответствии со ст.357 НК РФ?
Если да, вправе ли она в отношении арендованных воздушных судов применить
льготу, установленную пп.4 п.2 ст.358 НК РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 февраля 2005 г. N 03-06-04-04/13
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты транспортного
налога и сообщает следующее.
Статьей 357 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) определено, что плательщиками транспортного налога
признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской
Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом
налогообложения в соответствии со ст.358 Кодекса.
Согласно п.1 ст.358 Кодекса объектом
налогообложения признаются, в частности, самолеты, вертолеты и другие воздушные
транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами
государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации,
утвержденными Приказом Минтранса России от 12.10.1995 N ДВ-110 (далее -
Правила), государственная регистрация гражданских воздушных судов Российской
Федерации является документальным подтверждением распространения юрисдикции
Российской Федерации на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из
этого обязательствами собственника, эксплуатанта и
государства.
Свидетельство о государственной
регистрации гражданского воздушного судна Российской Федерации - это документ,
удостоверяющий, что воздушное судно должным образом занесено в Государственный
реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации в соответствии с
требованиями Воздушного кодекса и указанных Правил. При этом свидетельство
выдается только для целей регистрации и не является документом, удостоверяющим
право на владение воздушным судном.
Кроме того, Правилами определено, что
воздушные суда подлежат государственной регистрации на эксплуатанта
(лицо, представляющее документы для занесения воздушного судна в
Государственный реестр гражданских судов Российской Федерации).
В соответствии со ст.61 Воздушного
кодекса Российской Федерации эксплуатант - это
гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности,
на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное
воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Таким образом, в
отношении воздушных судов именно эксплуатанты,
указанные в свидетельстве о регистрации гражданского воздушного судна, являются
налогоплательщиками транспортного налога.
Необходимо отметить, что пп.4 п.2 ст.358
Кодекса установлено, что объектом налогообложения транспортным налогом не
являются пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся
в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления)
организаций, основным видом деятельности которых является осуществление
пассажирских и (или) грузовых перевозок. При этом на транспортные средства,
находящиеся в аренде, вышеуказанное положение Кодекса не распространяется.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
22.02.2005