Проблемная ситуация: Организация, применяющая
упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения
"доходы", просит разъяснить следующее.
В соответствии с п.3 ст.4 Федерального
закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации,
перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности
ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных
активов, осуществляемого в порядке, предусмотренном законодательством РФ о
бухгалтерском учете.
Имеет ли право организация не вести
бухгалтерский учет товаров и не представлять документы по движению товара в
случае запроса таких документов проверяющими органами (за исключением
документов, подтверждающих сумму выручки от продажи товаров)?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 марта 2005 г. N 03-03-02-04/1/58
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии с п.1 ст.346.24 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие
упрощенную систему налогообложения, обязаны вести налоговый учет показателей
своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого
налога, на основании книги учета доходов и расходов.
Согласно п.3 ст.4 Федерального закона от
21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, перешедшие
на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения
бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных
активов, осуществляемого в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации о бухгалтерском учете.
В то же время следует иметь в виду, что
согласно п.2 ст.346.16 Кодекса расходы, учитываемые при определении налоговой
базы по единому налогу, должны соответствовать критериям, указанным в п.1
ст.252 Кодекса. Одним из таких критериев является документальное подтверждение
произведенных расходов. При этом под документально подтвержденными расходами
понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст.9 Федерального закона
"О бухгалтерском учете" установлено, что все хозяйственные операции,
проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.
Согласно п.2 указанной статьи первичные
учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме,
содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Для документов, форма которых не
предусмотрена в этих альбомах, предусмотрены определенные обязательные
реквизиты:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование организации, от имени
которой составлен документ;
4) содержание хозяйственной операции;
5) измерители хозяйственной операции в
натуральном и денежном выражении;
6) наименования должностей лиц,
ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее
оформления;
7) личные подписи указанных лиц.
В соответствии с п.2 Порядка поэтапного
введения в организациях унифицированных форм первичной учетной документации,
утвержденного Постановлением Госкомстата России от 29.05.1998 N 57а и Минфина
России от 18.06.1998 N 27н, первичные учетные документы принимаются к учету,
если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом
России.
В связи с этим организации, применяющие
упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанности по
подтверждению фактически произведенных расходов по приобретению и реализации
товаров соответствующими первичными документами, оформленными в соответствии с
требованиями, предъявляемыми законодательством.
Копия настоящего ответа направлена в
Управление налогообложения малого бизнеса ФНС России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
05.03.2005