| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Согласно договору на факторинговое обслуживание фактор (банк) финансирует клиента (ООО) на определенный срок, а клиент уступает фактору денежные требования, вытекающие из предоставления клиентом товаров дебиторам на условиях отсрочки платежа, в обеспечение возврата фактору сумм финансирования. Фактор вправе в счет возврата клиентом выплаченных ему сумм получать денежные средства от дебитора по уступленным фактору денежным требованиям. В случае неоплаты дебитором денежного требования фактор приобретает право требовать от клиента перечисления разницы между суммой уступленного денежного требования и суммой фактически полученных платежей. Факторинговому обслуживанию в форме выплаты финансирования не подлежат поставки товаров, по которым фактором не оказывались услуги по административному управлению дебиторской задолженностью клиента.

В качестве вознаграждения за оказанные услуги фактор взимает с клиента следующую комиссию:

1) фиксированный сбор за обработку одной поставки;

2) комиссию за факторинговое обслуживание, процент от суммы счета-фактуры (за административное управление задолженностью);

3) комиссию за предоставление денежных ресурсов в рамках факторингового обслуживания за каждый день с момента выплаты финансирования до дня поступления соответствующих денежных средств на счет фактора, процент от суммы финансирования.

На все виды комиссии предоставляется счет-фактура и выделяется НДС.

Правомерно ли отнесение клиентом указанных сумм комиссии на расходы при расчете налога на прибыль?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/91

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей налогообложения расходов в виде комиссионных сборов, выплачиваемых банку за факторинговое обслуживание, и сообщает следующее.

В соответствии со ст.824 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

По Гражданскому кодексу Российской Федерации договор финансирования под уступку денежного требования является возмездным договором и предполагает возмещение клиентом финансовому агенту определенного договором денежного вознаграждения.

Как правило, финансовый агент оказывает клиенту услуги путем передачи денежных средств под уступку денежных требований клиента к третьим лицам (должникам) в размере суммы денежных требований клиента, т.е. за 100 процентов. При этом клиент оплачивает услуги финансового агента, которые заключаются в анализе текущего состояния денежных требований к должникам, и контроль за своевременностью их оплаты, а также иные финансовые услуги, связанные с денежными требованиями, ставшими предметом уступки.

Согласно ст.252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст.270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, расходы по оплате услуг финансового агента по осуществлению факторинговых операций могут быть учтены в составе прочих расходов, если они связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг), или в составе внереализационных расходов, непосредственно не связанных с производством и реализацией, если эти услуги экономически оправданы в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

Так, в частности, расходы в виде фиксированного сбора за обработку одной поставки, по мнению Департамента, организация должна учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в соответствии с пп.25 п.1 ст.264 Кодекса как расходы на оплату услуг банка.

В отношении комиссии за факторинговое обслуживание (проценты от суммы счета-фактуры за административное управление задолженностью) и комиссии за предоставление денежных средств клиенту фактором в рамках факторингового обслуживания за каждый день с момента выплаты финансирования до дня поступления соответствующих денежных средств на счета фактора (проценты от суммы финансирования) сообщаем следующее.

В соответствии с п.3 ст.43 Кодекса процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

Понятие долгового обязательства определено ст.269 Кодекса.

Таким образом, если организация-клиент должна согласно заключенному договору возвратить банку ранее перечисленную ей сумму в случае непогашения должником дебиторской задолженности, а плата за факторинговое обслуживание исчисляется в установленном заранее порядке от суммы, ранее перечисленной на счет организации-клиента, то представляется возможным рассматривать обязательство организации по факторинговому договору в качестве долгового и соответственно выраженную в процентах плату за факторинговое обслуживание как обычную плату за пользование денежными средствами, аналогичную процентам по договору займа, кредита, иным долговым обязательствам.

В соответствии со ст.265 Кодекса к внереализационным расходам организации относятся, в частности, расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком, с учетом особенностей, предусмотренных ст.269 Кодекса.

При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения указанных ценных бумаг у третьих лиц), и доходности, установленной эмитентом (ссудодателем).

Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам предусмотрены ст.269 Кодекса.

Таким образом, расходы в виде процентов, начисленных за предоставление банком в пользование организации средств на определенный срок и на условиях возвратности и определенной величины начисляемых процентов по рассмотренному договору, могут учитываться согласно пп.2 п.1 ст.265 Кодекса в составе внереализационных расходов организации для целей налогообложения по налогу на прибыль при условии соблюдения требований, установленных ст.269 Кодекса.

Таким образом, по мнению Департамента, расходы организации в виде процентов от суммы финансирования под уступку денежного требования и процентов от суммы счетов-фактур за административное управление задолженностью, взимаемых банком по договору факторинга, учитываются в составе внереализационных расходов.

Копия настоящего ответа направлена в Управление налогообложения прибыли (дохода) ФНС России.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

05.03.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024