| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Завод по производству железобетонных изделий просит разъяснить вопросы по налогообложению прибыли организаций.

1. На территории завода находится амбулатория, которая оказывает медицинскую помощь только работникам завода. Можно ли заработную плату медицинского персонала (фельдшер - 1 ставка; врач-терапевт - 0,5 ставки; врач-стоматолог - 0,5 ставки) и стоимость медикаментов отнести на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль?

2. С учетом того что работа на заводе очень тяжелая, связана с цементом, бетоном и раствором, в коллективном договоре предусмотрено, что при уходе в очередной отпуск работнику выплачивается материальная помощь на поддержание здоровья. Указанные выплаты в 2004 г. производились за счет чистой прибыли.

Существующая судебная практика (Постановление ФАС Московского округа от 21.11.2001 по делу N КА-А40/6761-01, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.12.2002 по делу N А-74-2592/02-К2-Ф02-3736/02-С1, Постановление ФАС Уральского округа от 23.07.2004 по делу N Ф09-2908/04-АК) подтверждает, что страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начисляются только на те выплаты, которые начисляются работнику за определенные трудовые результаты. Материальная помощь к таковым выплатам не относится.

Просим разъяснить порядок включения в состав расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в 2004 г. взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных на материальную помощь.

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/90

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по существу вопросов сообщает следующее.

1. В соответствии с пп.7 п.1 ст.264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

При этом указанные расходы должны соответствовать положениям п.1 ст.252 Кодекса, согласно которому в целях гл.25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Согласно ст.ст.209 и 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанностью работодателя наряду с другими обязанностями является осуществление санитарно-бытовых, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий в соответствии с требованиями охраны труда.

Согласно Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 03.06.2003 N 229, такие существующие в системе здравоохранения структурные подразделения, как здравпункты и медпункты, в качестве самостоятельных учреждений не предусмотрены и могут входить в состав учреждений здравоохранения, предприятий и образовательных учреждений на правах структурных подразделений.

По сообщению Минздрава России (Письмо от 26.12.2002 N 2510/12993-02-23) функционирование здравпунктов как структурных подразделений хозяйственных субъектов возможно при условии отражения в уставе хозяйственных субъектов медицинской деятельности.

Здравпункты призваны осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенических требований, направленных непосредственно на создание безопасных условий труда на вредном производстве, предупреждение и профилактику профессиональных заболеваний, соблюдение мер по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, на поддержание чистоты и порядка на производстве.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.08.2004 N 83 утвержден Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 27.10.2003 N 646).

Здравпункты не могут осуществлять вышеперечисленные мероприятия без медицинского персонала. Таким образом, здравпункт должен иметь в штате хотя бы одного медицинского работника. При расчете штатов здравпунктов следует применять Штатные нормативы медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тыс. человек, утвержденные Приказом Минздрава СССР от 11.10.1982 N 999 (с изм. от 10.01.1983, 30.05.1986, 10.11.1986, 29.09.1989, 05.05.1999, 16.10.2001).

Исходя из указанного Приказа организация может иметь непосредственно на своей территории в качестве структурного подразделения фельдшерский или врачебный здравпункт. В зависимости от этого в штате организации могут быть предусмотрены ставки фельдшера или врача-терапевта. Оплата труда указанного медперсонала здравпункта при условии наличия их в штате организации для целей налогообложения осуществляется в соответствии с положениями ст.255 Кодекса.

Для оказания неотложной доврачебной медицинской помощи пострадавшим здравпункты должны быть оснащены необходимым инвентарем и медикаментами. По вопросу о наименовании и количестве медикаментов, необходимых для функционирования здравпунктов, следует запросить мнение Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В функции здравпунктов при организациях, по нашему мнению, не входит содержание стоматологического кабинета и оказание стоматологических услуг работникам организации, так как стоматологические услуги не относятся к услугам по оказанию первой (доврачебной) медицинской помощи.

Приказом Минздравмедпрома России от 14.03.1996 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" (далее - Приказ N 90) утверждены:

1) Временный перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, медицинских противопоказаний, а также врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований (Приложение 1 к Приказу N 90);

2) Временный перечень работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований по видам работ, медицинских противопоказаний к допуску на работу (Приложение 2 к Приказу N 90);

3) Положение о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников (Приложение 3 к Приказу N 90);

4) Перечень общих медицинских противопоказаний к допуску на работу в соответствии с Временными перечнями N N 1 и 2 (Приложение 4 к Приказу N 90);

5) Список профессиональных заболеваний с Инструкцией по его применению (Приложение 5 к Приказу N 90).

При применении Приказа N 90 в целях налогообложения прибыли необходимо учитывать, что в соответствии с Приложением 1 к данному Приказу обязательные медицинские осмотры предусмотрены для работников определенных профессий и только у соответствующих врачей-специалистов.

Пунктами 1.7.2 и 1.24 вышеназванного Временного перечня (Приложение 1 к Приказу N 90) предусмотрено участие стоматолога в проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников в лечебно-профилактическом учреждении один раз в год при работе с фтором и его неорганическими соединениями, а также с ртутью и ее соединениями.

Учитывая изложенное, в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, могут быть включены затраты по содержанию медпунктов (находящихся непосредственно на территории организации), необходимых для санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников, по обеспечению медикаментами, а также оплата труда медицинских работников медпунктов, являющихся работниками организации, предусмотренные обязательными требованиями по организации труда в отдельных отраслях.

2. Согласно пп.5 п.1 ст.253 гл.25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя расходы на обязательное и добровольное страхование.

Пунктом 2 ст.263 Кодекса установлено, что расходы по обязательным видам страхования (установленные законодательством Российской Федерации) включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пп.45 п.1 ст.264 Кодекса взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

На основании ст.1 Федерального закона от 12.02.2001 N 17-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год", действие которого в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 167-ФЗ распространяется на 2004 г., страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются для страхователей в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных.

Следовательно, базой для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является начисленная по всем основаниям оплата труда (доход).

Исключение составляют лишь выплаты, указанные в Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765. Данный Перечень является исчерпывающим.

Таким образом, организация вправе при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль включить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, только те расходы в виде взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые произведены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Копия настоящего ответа направлена в Управление налогообложения прибыли (дохода) ФНС России.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

05.03.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024