Проблемная ситуация: ЗАО является управляющей
компанией четырех российских заводов и осуществляет продажу на экспорт в
Республику Беларусь их продукции на основании агентских (комиссионных)
договоров. Собственниками (экспортерами) товаров являются заводы, продавцом по внешнеэкономическим
контрактам - ЗАО. После заключения Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от
15.09.2004 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте
товаров, выполнении работ, оказании услуг" (далее - Соглашение) и издании
Минфином России Приказа от 20.01.2005 N 3н "О проставлении налоговыми
органами отметок на счетах-фактурах и заявлениях о ввозе товаров и уплате
косвенных налогов" ЗАО применяется следующий порядок оформления внешнеэкономических
операций.
В налоговую
инспекцию по месту своей постановки на учет для проставления отметок на
счетах-фактурах обращается
собственник товаров, то есть завод. Заводом же представляются в налоговый орган
заявление произвольной формы о проставлении отметок на счетах-фактурах и сами
счета-фактуры, составленные российским продавцом товаров для белорусских
покупателей. Российским продавцом является ЗАО. При этом завод указывается в
счетах-фактурах как грузоотправитель. В заявлении о ввозе товаров, составленном
по форме, согласованной налоговыми органами РФ и Беларуси, составленном
белорусским покупателем для получения отметки налогового органа об уплате
косвенных налогов (п.6 Приложения к Соглашению), ЗАО должно быть указано как
поставщик товаров. Если по условиям контракта цена согласована без учета
транспортных расходов, то в цену услуги по перевозке включается НДС (до
появления соответствующего межправительственного протокола - ст.5 Соглашения),
и эти суммы НДС должны быть оплачены белорусским покупателем.
Просим разъяснить, соответствует ли
законодательству приведенный порядок.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 марта 2005 г. N 03-04-08/43
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке проставления налоговыми
органами отметок на российских счетах-фактурах по товарам, реализуемым на
территорию Республики Беларусь через комиссионера (агента), и сообщает
следующее.
Порядок проставления налоговыми органами
отметок на счетах-фактурах (далее - Порядок) утвержден Приказом Минфина России
от 20.01.2001 N 3н, зарегистрированным в Минюсте России 01.03.2005
(регистрационный номер 6363).
Как правомерно указано в письме, согласно
п.2 Порядка налогоплательщик, являющийся собственником товара, реализуемого на
территорию Республики Беларусь, обращается в налоговый орган по месту учета для
проставления отметок на счетах-фактурах, составленных российскими продавцами
для белорусских покупателей. При этом собственник товара представляет в
налоговый орган заявление произвольной формы о проставлении отметок на
счетах-фактурах и счета-фактуры, составленные российскими продавцами товаров
для белорусских покупателей.
Из положений указанного п.2 Порядка
следует, что если реализация товаров в Республику Беларусь осуществляется через
комиссионера (агента, поверенного), то собственник товаров, который в данном
случае не является продавцом товаров для белорусского покупателя, регистрирует
в налоговом органе по месту учета счета-фактуры, составленные российскими
продавцами (комиссионерами, агентами, поверенными).
Таким образом, в случае реализации
товаров российскими налогоплательщиками - собственниками товаров через
комиссионеров (агентов, поверенных), выступающих в качестве продавцов товаров
для белорусских покупателей, проставление отметок на счетах-фактурах,
составленных указанными продавцами, осуществляется налоговыми органами по месту
постановки на учет собственников реализуемых товаров. При этом собственники
товаров указываются в таких счетах-фактурах как грузоотправители.
Учитывая, что при реализации товаров
белорусским покупателям через посредников продавцами товаров выступают
комиссионеры (агенты, поверенные), то в заявлениях белорусских покупателей на
ввоз товаров на территорию Республики Беларусь в качестве продавцов указываются
именно эти организации.
Что касается
упомянутых в письме услуг по транспортировке товаров, реализуемых в Республику
Беларусь, то согласно ст.5 Соглашения между Правительством Российской Федерации
и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 "О принципах взимания
косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании
услуг" порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ и оказании
услуг устанавливается отдельным протоколом. До подписания и вступления в силу такого протокола в отношении
операций по выполнению работ, оказанию услуг действуют нормы национальных
законодательств государств - участников Соглашения. Поэтому работы (услуги) по
транспортировке товаров, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию
Республики Беларусь, выполняемые (оказываемые) российскими организациями,
подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на территории
Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о
налогах и сборах.
Таким образом, порядок оформления
документов при экспорте товаров в Республику Беларусь, изложенный в письме,
является правомерным.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
10.03.2005