Текст письма опубликован
"Документы и комментарии", 2005, N 7
"Налогообложение", 2005, N 3
Проблемная ситуация: О применении ЕНВД в отношении
деятельности по оказанию услуг общественного питания, в случае если площадь
всех используемых налогоплательщиком объектов организации общественного питания
превышает 150 кв. м, а также в отношении разовой реализации ТМЦ.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 марта 2005 г. N 03-06-05-04/55
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики о порядке применения положений гл. 26.3
"Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) в отношении деятельности по оказанию услуг общественного
питания сообщает следующее.
В соответствии со ст. 346.26 Кодекса
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных
видов деятельности вводится в действие законами субъектов Российской Федерации
и может применяться налогоплательщиками наряду с общим режимом налогообложения,
предусмотренным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Система налогообложения в виде единого
налога на вмененный доход применяется по решению субъекта Российской Федерации
в отношении, в частности, оказания услуг общественного питания, осуществляемых
при использовании зала площадью не более 150 кв. м (пп.
5 п. 2 ст. 346.26 Кодекса).
Данные положения Кодекса устанавливают
критерии для применения системы налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход для отдельных видов деятельности и требуют их соблюдения
налогоплательщиками по каждому объекту организации общественного питания,
используемому ими в предпринимательской деятельности.
При этом положения гл. 26.3 Кодекса не
устанавливают ограничений в применении указанной системы налогообложения и
(или) иного режима налогообложения в отношении налогоплательщиков, оказывающих
услуги общественного питания, в случае превышения установленных пп. 5 п. 2 ст. 346.26 Кодекса ограничений по одному из
объектов организации общественного питания.
В данном случае
деятельность налогоплательщика в сфере оказания услуг общественного питания,
осуществляемая через объект организации общественного питания с площадью зала
обслуживания посетителей более 150 кв. м, рассматривается как деятельность, не
подлежащая переводу на уплату единого налога на вмененный доход, требующая от
налогоплательщика соблюдения положений п. п. 6 и 7 ст. 346.26 Кодекса.
В целях применения
гл. 26.3 Кодекса к услугам общественного питания следует относить услуги
питания ресторанов, кафе, столовых, закусочных, баров и предприятий других типов,
имеющих залы обслуживания посетителей, а также услуги по организации досуга
(музыкального обслуживания, проведения концертов, программ варьете и
видеопрограмм, предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых
автоматов, бильярдов), оказываемые организациями общественного питания в залах
обслуживания посетителей.
Таким образом,
услуги питания столовых, буфетов, бара, магазинов кулинарии, а также услуги по
реализации продукции собственного производства (в частности, полуфабрикатов,
готовой продукции, кондитерских изделий), осуществляемые в указанных объектах
организации общественного питания при использовании зала площадью не более 150
кв. м, относятся к услугам общественного питания и подлежат налогообложению
единым налогом на вмененный доход. При этом продажа (перепродажа без видоизменения) готовых товаров в
объектах организации общественного питания относится к розничной торговле,
осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому
объекту организации торговли не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие
объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой
площади.
Статьей 346.27 Кодекса определено понятие
зала обслуживания посетителей - это площадь всех помещений и открытых площадок,
используемых налогоплательщиком для организации общественного питания,
определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
В целях применения единого налога на
вмененный доход к правоустанавливающим и инвентаризационным документам
относятся любые имеющиеся у налогоплательщика на объект организации
общественного питания документы, содержащие необходимую информацию о назначении,
конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также
информацию, подтверждающую право на пользование данным объектом (договор
передачи (договор купли-продажи) помещения; планы, схемы, экспликации, договор
аренды (субаренды) помещения или его части (частей), разрешение на право
обслуживания посетителей на открытой площадке и т.п.).
В связи с отсутствием
правоустанавливающих и инвентаризационных документов дать однозначный ответ по
вопросу определения площади зала обслуживания посетителей
не представляется возможным. При этом необходимо учитывать следующее.
В случае если используемые объекты
организации общественного питания в инвентаризационных документах не разделены,
их следует рассматривать как один объект организации общественного питания и
при определении площади зала обслуживания посетителей учитывать общую площадь
данных объектов.
В отношении
реализации товарно-материальных ценностей, осуществляемой в разовом порядке,
сообщаем, что в случае если организация не приобретала товарно-материальные
ценности специально для продажи, а предполагала использовать их в процессе
производства (и учитывала в бухгалтерском учете по дебету счета 10
"Материалы"), считаем, что деятельность по реализации указанных
товарно-материальных ценностей не относится к розничной торговле и не подпадает
под действие гл. 26.3 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
А.И.ИВАНЕЕВ
11.03.2005