Проблемная ситуация: Согласно п.7 ст.381 НК РФ
организации освобождаются от налогообложения в отношении объектов
социально-культурной сферы, используемых ими, в частности, для нужд социального
обеспечения.
Распространяется ли
данная льгота на имущество следующих организаций: центров социального
обслуживания населения, центров социальной помощи семье и детям,
социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи
детям, оставшимся без попечения родителей, социальных приютов для детей и
подростков, центров психолого-педагогической помощи населению, центров
социальной помощи на дому, центров ночного пребывания, специальных домов для
одиноких и престарелых, стационарных учреждений социального обслуживания?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 марта 2005 г. N 03-06-01-02/11
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения льготы по
налогу на имущество организаций, предусмотренной п.7 ст.381 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс), в отношении объектов, используемых
организациями в целях социального обслуживания для оказания социальных услуг, и
сообщает следующее.
Согласно п.7 ст.381 Кодекса организации
освобождаются от налогообложения в отношении объектов социально-культурной
сферы, используемых ими, в частности, для нужд социального обеспечения.
Однако в гл.30 "Налог на имущество
организаций" Кодекса не содержится определения понятия объектов
социально-культурной сферы, используемых для нужд социального обеспечения.
В законодательстве Российской Федерации
формулировка понятия "социальное обеспечение" также не определена.
В этой связи полагаем необходимым
учитывать положения ст.39 Конституции Российской Федерации, согласно которым
каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Кроме того,
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.1997 N 20-П
(а также Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от
29.01.2004 N 2-П и от 18.03.2004 N 6-П) установлено, что социальное обеспечение
осуществляется посредством денежных выплат (пенсий, социальных пособий и др.),
предоставления гражданам натуральных видов содержания, социальных услуг за счет
средств обязательного социального страхования, бюджетных ассигнований и иных
источников, то есть охватывает
различные виды помощи, поддержки.
Таким образом, деятельность учреждений и
предприятий социального обслуживания, определенных ст.17 Федерального закона от
10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в
Российской Федерации", по предоставлению и оказанию социальных услуг
относится к деятельности по социальному обеспечению.
Учитывая изложенное, Департамент считает,
что имущество указанных организаций, используемое ими в целях осуществления
деятельности, направленной на реализацию гарантированных ст.39 Конституции
Российской Федерации прав граждан на социальное обеспечение, должно
освобождаться от уплаты налога на имущество организаций в рамках применения
положения п.7 ст.381 Кодекса.
Копия настоящего ответа направлена в
Управление ресурсных и имущественных налогов ФНС России.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
М.А.МОТОРИН
11.03.2005