Текст письма опубликован
"Нормативные акты для бухгалтера",
2005, N 8
"Налогообложение", 2005, N 3
Проблемная ситуация: О некоторых вопросах по
применению специальных режимов налогообложения УСН и ЕНВД.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 марта 2005 г. N 03-03-02-04/1/74
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
1. В соответствии с п. 2 ст. 346.17
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами
налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, признаются
затраты после их фактической оплаты.
Поскольку расходы по оплате стоимости
товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются по мере их
оплаты, необходимость в ведении количественного учета движения товаров для
целей налогообложения отсутствует. Так же, как и в бухгалтерском учете,
операции по поступлению и реализации товаров в налоговом учете отражаются в
суммовом выражении.
2. Согласно п. 1 ст. 346.15 Кодекса при
определении объекта обложения единым налогом не учитываются доходы,
предусмотренные ст. 251 Кодекса. Подпунктом 1 п. 1 ст. 251 Кодекса установлено,
что суммы предварительной оплаты не учитываются при налогообложении только у
налогоплательщиков, определяющих доходы и расходы методом начисления.
В связи с этим сумма предоплаты,
полученная организацией в 2004 г., в период применения упрощенной системы
налогообложения, в счет оплаты товаров, отгруженных покупателям в 2005 г.,
после перехода на общий режим налогообложения, должна учитываться при
определении налоговой базы по единому налогу за 2004 г.
3. В связи с непредставлением документов,
подтверждающих право собственности на приобретенное помещение, дать однозначный
ответ на поставленный вопрос не представляется возможным. В связи с этим
сообщаем следующее.
Система налогообложения в виде единого
налога на вмененный доход применяется по решению субъекта Российской Федерации
в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с
площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150
кв. м (пп. 4 п. 2 ст. 346.26 Кодекса).
Статьей 346.27 Кодекса определено, что
под площадью торгового зала понимается площадь всех помещений и открытых
площадок, используемых налогоплательщиком для торговли, определяемая на основе
инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
К правоустанавливающим и
инвентаризационным документам относятся любые имеющиеся у налогоплательщика на
объект стационарной торговой сети документы, содержащие необходимую информацию
о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого
объекта, а также информацию, подтверждающую право на пользование данным
объектом. К ним относятся: договор передачи (купли-продажи)
нежилого помещения; технический паспорт на нежилое помещение; планы, схемы,
экспликации; договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части
(частей); разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и
т.п.
Если для
осуществления розничной торговли оформлено несколько отдельных
правоустанавливающих документов на приобретенные помещения, в каждом из которых
площадь торгового зала не превышает 150 кв. м, и в каждом зале предполагается
установить отдельный контрольно-кассовый аппарат, то арендуемые помещения
рассматриваются как отдельные объекты организации торговли, и соответственно
площадь торгового зала в целях применения гл. 26.3 Кодекса должна определяться
отдельно по каждому объекту
организации торговли.
Если для осуществления розничной торговли
оформлен один правоустанавливающий документ на все помещения, то в целях
применения гл. 26.3 Кодекса указанные помещения рассматриваются как один объект
организации торговли и при определении площади торгового зала учитывается
площадь всех помещений, используемых для торговли.
4. Под предпринимательской деятельностью
по распространению и (или) размещению наружной рекламы понимается деятельность
по доведению до потребителей рекламной информации путем предоставления и (или)
использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и
электронных табло и иных стационарных технических средств). Эта информация
должна быть предназначена для неопределенного круга лиц и рассчитана на
визуальное восприятие (ст. 346.27 Кодекса).
Деятельность организаций по
самостоятельному распространению и (или) размещению рекламной информации о
своих товарах не может быть признана соответствующей установленному ст. 2
Гражданского кодекса Российской Федерации понятию "предпринимательская
деятельность", и, следовательно, в отношении данной деятельности не может
применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
5. Учет для целей налогообложения
командировочных расходов предусмотрен пп. 13 п. 1 ст.
346.16 Кодекса. Что касается расходов по оплате транспортных услуг по доставке
товаров, то ст. 346.16 Кодекса уменьшение доходов на стоимость таких услуг не
предусмотрено.
Копия настоящего ответа направлена в
Управление налогообложения малого бизнеса ФНС России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
А.И.ИВАНЕЕВ
16.03.2005