Проблемная ситуация: Некоммерческая организация
(спортивный фонд) получает компенсации из городского бюджета на погашение
затрат по коммунальным платежам. Просим разъяснить порядок бухгалтерского и
налогового учета указанных средств.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 марта 2005 г. N 03-03-01-04/4/24
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом регулирования
государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского
учета и отчетности рассмотрел письмо о порядке бухгалтерского и налогового
учета денежных средств, полученных некоммерческой организацией из городского
бюджета на погашение затрат по коммунальным платежам, и сообщает следующее.
При отражении в бухгалтерском учете
средств, полученных из городского бюджета в качестве компенсации затрат,
понесенных некоммерческой организацией по коммунальным платежам, следует
руководствоваться пояснениями к счету 86 "Целевое финансирование",
приведенными в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом
Министерства финансов Российской федерации от 31.10.2000 N 94н.
В соответствии с п.2 ст.251 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы не
учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде
подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К ним относятся целевые
поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание
некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие
безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные
указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели
указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов),
полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Исходя из положений вышеназванного
пункта, к целевым поступлениям относятся, в частности, поступления из бюджета
бюджетополучателям.
Согласно ст.162 Бюджетного кодекса
Российской Федерации получателем бюджетных средств является бюджетное
учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий
год.
В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса
Российской Федерации бюджетные ассигнования - это бюджетные средства,
предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных
средств. Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и
расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета,
устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями
бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией
Российской Федерации. Пунктом 3 ст.159 Бюджетного кодекса Российской Федерации
определено, что бюджетную роспись составляет распорядитель бюджетных средств.
Принимая во внимание
изложенное, в случае если средства, полученные некоммерческой организацией,
предусмотрены в бюджетной росписи доходов и расходов бюджета на 2004 финансовый
год, а также использованы по прямому назначению, такие средства рассматриваются
как целевые и не являются объектом обложения налогом на прибыль.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
22.03.2005