Проблемная ситуация: Муниципальное унитарное
предприятие просит разъяснить следующие вопросы.
1. МУП имеет на своем балансе жилые дома,
переданные собственником в хозяйственное ведение. В 2004 г.
МУП финансировалось из местного бюджета по статье "субсидии на покрытие
убытков жилищных организаций, возникающих при продаже товаров (работ,
услуг)" и согласно п.6 ст.381 НК РФ подлежало освобождению от уплаты
налога на имущество в отношении объектов жилищного фонда и инженерной
инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью
или частично финансировалось за счет местного бюджета.
В 2005 г. МУП не получает финансирование
по статье "субсидии на покрытие убытков жилищных организаций, возникающих
при продаже товаров (работ, услуг)", а получает финансирование на
капитальный ремонт жилищного фонда и компенсацию льгот и субсидий, предоставляемых
гражданам.
Просим разъяснить, сохраняется ли
освобождение от уплаты налога на имущество согласно п.6 ст.381 НК РФ, если в
2005 г. МУП получает финансирование только на капитальный ремонт жилищного
фонда и компенсацию льгот и субсидий, предоставляемых гражданам.
2. В составе жилищного фонда,
находящегося на балансе МУП, 55% составляют жилые помещения, находящиеся в
собственности граждан.
Собственник квартиры уплачивает налог на
имущество только в части площади, принадлежащей ему на праве собственности,
т.е. за жилое помещение.
К имуществу в жилых домах относятся также
и места общего пользования (лифты, лестничные клетки, чердаки, подвалы и т.д.),
которыми также пользуется собственник квартиры. Согласно ст.290 ГК РФ общее
имущество собственников квартир в многоквартирном доме, т.е. места общего
пользования (лифты, лестничные клетки, чердаки, подвалы и т.д.), принадлежит
собственникам квартир на праве общей долевой собственности. Согласно ст.249 ГК
РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле
участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу.
Надо ли МУП в 2005 г. отражать на балансе
стоимость мест общего пользования согласно п.6 ПБУ 6/01? Если надо, то кто
должен платить налог на имущество в части мест общего пользования: собственник
(муниципальное образование, гражданин) или балансодержатель?
3. За счет каких
источников МУП в 2005 г. должно платить налог на имущество (за счет прибыли или
относить путем включения в себестоимость услуг по содержанию жилого фонда)?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 марта 2005 г. N 03-06-01-04/172
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом регулирования
государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета
рассмотрел письмо и по затронутым в нем вопросам сообщает следующее.
1. В соответствии с п.6 ст.381 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождаются от налогообложения
налогом на имущество организации - в отношении объектов жилищного фонда и
инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых
полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Освобождение от налогообложения предоставляется
только в отношении тех объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры
жилищно-коммунального комплекса, которые находятся на балансе той организации,
которой из соответствующего бюджета выделяется полное или частичное
финансирование на содержание именно этих объектов. При этом финансирование из
бюджета может идти как в части покрытия конкретных затрат организации, так и в
части покрытия убытка от содержания указанных объектов.
Согласно ст.1
Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной
жилищной политики" (утратил силу с 01.03.2005) и ст.154 Жилищного кодекса
Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (вступает в силу с 01.03.2005)
ценообразование в сфере жилищно-коммунального хозяйства различает такие
понятия, как плата за содержание, ремонт жилья, включающая в себя плату за
услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в
многоквартирном доме, и плата за коммунальные услуги.
В этой связи возмещение из бюджетов
субъектов Российской Федерации и местных бюджетов организациям разницы в
тарифах за оказанные услуги не может признаваться финансированием на содержание
объектов жилищно-коммунального хозяйства.
В то же время средства, поступающие в
возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате
жилья, являются по существу финансированием из бюджета затрат
жилищно-коммунальных организаций в части покрытия убытков от содержания
объектов жилищно-коммунального хозяйства.
2. Пунктом 1 ст.374 Кодекса определено,
что объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских
организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе
в качестве объектов основных средств в соответствии с
установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с Положением по
бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, объект
основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций,
отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в
общей собственности.
Следовательно, места общего пользования в жилых зданиях начиная с 2001 г. должны
учитываться в бухгалтерском учете в составе основных средств муниципального
унитарного предприятия в части стоимости жилых домов, переданных собственником
в хозяйственное ведение. Доля в праве общей собственности на общее имущество,
относящаяся к собственности граждан, в бухгалтерском балансе предприятия в
составе основных средств не отражается.
3. В соответствии со
ст.264 Кодекса суммы налогов и сборов, начисленные в установленном
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за
исключением перечисленных в ст.270 Кодекса, относятся к прочим расходам, связанным
с производством и (или) реализацией.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
25.03.2005