Проблемная ситуация: Пунктом 1
ст.292 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются, в
частности, расходы в виде отчислений в резервы на возможные потери по ссудам
(РВПС), сформированные банком под задолженность, относимую к стандартной, в
порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ.
С 01.04.2004
вступило в силу Положение Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке
формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам,
по ссудной и приравненной к ней задолженности", изменившее ранее
действовавший в соответствии с Инструкцией Банка России от 30.06.1997 N 62а
порядок формирования резервов на возможные потери по ссудам.
В действующих нормативных правовых актах
отсутствуют переходные положения по переоценке РВПС, положения, регулирующие
порядок налогового учета указанных изменений. Как следует рассчитывать
налоговую базу в сложившейся ситуации:
- восстановить на доходы (не
увеличивающие налогооблагаемую базу) ранее созданный согласно Инструкции N 62а
РВПС и отнести на расходы (уменьшающие налогооблагаемую базу) вновь созданный в
соответствии с Положением N 254-П РВПС или
- доначислить
ранее созданный РВПС до величины, определяемой
согласно новым требованиям, с отнесением на расходы разницы между величиной
резерва, рассчитанного согласно Положению N 254-П, и величиной резерва, ранее
сформированного в соответствии с Инструкцией N 62а?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 марта 2005 г. N 03-03-01-04/2/43
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу создания резервов на
возможные потери при реклассификации ссудной
задолженности из первой категории качества во вторую и сообщает следующее.
Согласно положениям ст.292 Налогового
кодекса Российской Федерации суммы отчислений в резервы на возможные потери по
ссудам формируются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской
Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
По резерву по ссудной
задолженности (как в российской валюте, так и в иностранной валюте), числящейся
до 01.08.2004 в составе стандартной (первая группа риска) согласно Инструкции
Центрального банка Российской Федерации от 30.06.1997 N 62а "О порядке
формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам" (далее
- Инструкция) и переводимой во вторую - пятую категории качества согласно
Положению Центрального банка Российской Федерации от 26.03.2004 N 254 "О порядке формирования
кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и
приравненной к ней задолженности" (далее - Положение), следует
восстанавливать на доходы, не учитываемые в целях налогообложения, суммы не
созданного ранее резерва, сформированного согласно Инструкции и не уменьшающего
налоговую базу по налогу на прибыль, с одновременным формированием резерва
согласно Положению.
При реклассификации
ссуд, ранее классифицированных согласно Инструкции в первую группу риска, в
первую категорию качества согласно Положению также следует восстанавливать на
доходы, не учитываемые в целях налогообложения, суммы ранее созданного резерва,
сформированного согласно Инструкции и не уменьшающего налоговую базу по налогу
на прибыль, с одновременным формированием резерва согласно Положению.
Аналогичный подход применяется при
формировании резервов по ссудам, ранее классифицированным по Инструкции в
первую группу риска, в портфели однородных ссуд согласно Положению.
Порядок ведения бухгалтерского учета
операций по формированию резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и
приравненной к ней задолженности установлен Положением Центрального банка
Российской Федерации от 05.12.2002 N 205-П "О правилах ведения
бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории
Российской Федерации".
Это разъяснение будет в официальном
порядке доведено до сведения территориальных банков и управлений ФНС России по
субъектам Российской Федерации.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
29.03.2005