Проблемная ситуация: Некоммерческий региональный фонд
развития создан с целью ежегодного предоставления хозяйствам-участникам проекта
сезонных кредитов и гарантий на приобретение с/х оборудования. Средства фонда
складываются за счет выплат этих хозяйств за использование с/х машин на
лизинговой основе. Региональная налоговая служба считает, что данный фонд
подлежит налогообложению как коммерческое предприятие. Возможно
ли в связи с этим принять меры, чтобы существующее налоговое законодательство
не поставило под угрозу дальнейшее существование фонда, и в ожидании
окончательного решения вопроса временно освободить фонд от налогообложения?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 июля 1996 г. N 04-06-05
В соответствии с поручением Правительства
Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело
Ваше письмо и сообщает следующее.
В соответствии с Законом Российской
Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" с учетом
дополнений и изменений бюджетные и другие некоммерческие организации, имеющие
доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с полученной от
такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. Такие организации
могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку
это служит достижением целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим
целям.
Лизинговая деятельность, какой занимается
фонд, является коммерческой деятельностью, и, следовательно, доходы от нее
подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Законодательство Российской Федерации
содержит целый ряд положений, направленных на поддержание деятельности
некоммерческих организаций. Так, в составе доходов и расходов некоммерческих
организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений
на содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий и
граждан, членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые) вклады
участников этих организаций и расходы, производимые за счет этих средств. При
этом ведение учета доходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и
расходов от предпринимательской деятельности производится раздельно.
Что касается налога на добавленную
стоимость, то в том случае, если фонд не зарегистрирован как налогоплательщик,
сумма уплаченного налога по приобретаемому оборудованию возмещению не подлежит.
Однако, если
фонд предоставляет основные средства в лизинг малым предприятиям или фермам, то
эти услуги освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость.
В связи с
вышеизложенным считаем, что в Российской Федерации существует система
налогообложения, не противоречащая международным нормам в части налогообложения
деятельности, не ориентированной на извлечение предпринимательского дохода.
Вместе с тем обращаем Ваше внимание на
то, что создание некоммерческих организаций с льготным порядком налогообложения
прибыли в сочетании с развитием лизинговых отношений и использованием такой
меры стимулирования экономического развития, как ускоренная амортизация,
способствует налоговому уклонению.
Учитывая изложенное, считаем нецелесообразным вносить какие-либо изменения в налоговое
законодательство.
23.07.96 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ