Проблемная ситуация: В соответствии с Письмом МНС
России от 03.06.2002 N ВГ-6-02/779@ "О разъяснении отдельных вопросов
определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций
финансово-кредитными организациями" расходы по организации филиала банка
учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии
с положениями гл. 25 НК РФ. Внутренние структурные подразделения банка, хотя в
отличие от филиалов и не подлежат регистрации территориальными учреждениями ЦБ,
вправе осуществлять кассовые операции только после положительного заключения
территориального учреждения ЦБ о соответствии помещений для работы с ценностями
требованиям нормативных актов ЦБ. Таким образом, как и в отношении филиалов, в
отношении внутренних структурных подразделений расходы по аренде помещений,
оплате коммунальных услуг и ремонту до открытия подразделения являются
обоснованными.
Может ли банк признавать расходы по
организации своих внутренних структурных подразделений (дополнительных офисов,
операционных касс и др.), произведенные до их открытия, в порядке,
предусмотренном для филиалов?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 марта 2005 г. N 03-03-01-04/2/49
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу признания для целей
налогообложения расходов, связанных с организацией филиалов, понесенных банком
до момента их госрегистрации, и сообщает следующее.
В соответствии с
Письмом МНС России от 03.06.2002 N ВГ-6-02/779@ "О разъяснении отдельных
вопросов определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций
финансово-кредитными организациями" практика делового оборота относит к
расходам, связанным с организацией филиалов, расходы: по аренде помещений для
вновь открываемого филиала, на проведение ремонта помещений нового филиала,
эксплуатационные расходы по содержанию зданий (помещений) нового филиала,
затраты на оплату труда
сотрудников, принятых в штат банка, командировочные расходы, связанные с
банковской деятельностью, расходы на подготовку документов на объекты недвижимости
для регистрации договора аренды, оплату регистрации договора аренды нежилого
помещения, расходы, связанные с изготовлением печати, заверением образцов
подписей руководителя и главного бухгалтера, с внесением изменений и дополнений
в устав кредитной организации, эксплуатационные расходы по содержанию зданий и
ряд аналогичных расходов.
Главой 25 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) не предусмотрено ограничений по вопросу отнесения
расходов, осуществленных банком до момента регистрации филиала, к расходам,
учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В соответствии со ст. 331 Кодекса доходы
и расходы по хозяйственным и другим операциям, относящимся к
будущим отчетным периодам, по которым были произведены
в текущем отчетном периоде авансовые платежи, учитываются в сумме средств,
подлежащих отнесению на расходы при наступлении того отчетного периода, к
которому они относятся.
Как следует из ст. 252 Кодекса, расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 Кодекса - убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком. При этом в п. 1 ст. 252 Кодекса указано, что расходами
признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно ст. 11 Кодекса обособленное
подразделение организации - любое территориально обособленное от нее
подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие
места. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от
того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных
организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий,
которыми наделяется указанное обособленное подразделение. При этом рабочее
место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Таким образом,
расходы, связанные с организацией банком внутренних структурных подразделений
(дополнительных офисов, операционных касс и т.п.), для целей налогообложения
признаются как расходы, связанные с организацией (созданием) обособленного
подразделения, и, следовательно, расходы банка по организации дополнительных
офисов, операционных касс и т.п. для целей налогообложения прибыли учитываются
в порядке, изложенном выше, с учетом положений гл. 25 Кодекса, регулирующих
порядок учета конкретных видов
расходов в соответствии с применяемым методом признания расходов (методом
начисления) независимо от даты внесения Банком России записи о структурном
подразделении в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и
присвоения ему порядкового номера.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
30.03.2005