Проблемная ситуация: Департамент земельных ресурсов
города Москвы просит дать разъяснения по следующим вопросам.
1. В соответствии с п.1 ст.391 НК РФ
налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении
каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1
января года, являющегося налоговым периодом. Как определяется налоговая база в
случае, если субъектом РФ в установленном порядке в течение налогового периода
утверждаются новые удельные показатели кадастровой стоимости взамен ранее
утвержденных? Является ли это обстоятельство основанием для пересчета
кадастровой стоимости земельных участков и направления соответствующей
информации землепользователям и налоговым органам?
2. Из Письма от 21.01.2005 N
03-06-02-02/03 следует, что отсутствие документа, удостоверяющего права
землепользователя на земельный участок, не является основанием для неуплаты
земельного налога. В то же время имеются землепользователи,
большая часть которых сосредоточена в районах многоэтажной жилой застройки,
которые не имеют каких-либо документов, подтверждающих их право пользования
земельными участками (частями земельных участков), но и указанные земельные
участки не имеют границ и видов разрешенного использования (цели
использования), утвержденных в установленном порядке, и, соответственно,
кадастровых номеров. Как в таких случаях должна исчисляться налоговая
база?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 марта 2005 г. N 03-06-02-02/21
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу исчисления земельного
налога и сообщает следующее.
1. На основании п.1 ст.391 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база для исчисления
земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его
кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым
периодом.
Согласно п.14
ст.396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки
земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января
календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке,
определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами
государственной власти городов федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
В том случае, если в течение налогового
периода утверждаются новые удельные показатели кадастровой стоимости земельных
участков, то определенная на основе этих показателей кадастровая стоимость
будет являться налоговой базой для исчисления земельного налога в следующем
налоговом периоде.
2. В соответствии со ст.388 Кодекса
налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица,
обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 ст.389 Кодекса определено, что
объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки,
расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно п.2 ст.6 Земельного кодекса Российской
Федерации земельный участок как объект земельных отношений - это часть
поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы
которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Принимая во внимание изложенное, считаем,
что в описанном в обращении случае земельные участки не могут быть признаны
объектом налогообложения земельным налогом.
При этом полагаем, что вопрос платного
использования данных земельных участков может быть решен в рамках не
налогового, а гражданского законодательства (в рамках заключаемых договоров
аренды).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
31.03.2005