Проблемная ситуация: В соответствии со ст.388 НК РФ
налогоплательщиками земельного налога признаются лица, обладающие земельными
участками на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Муниципальным (государственным)
предприятиям на основании ст.20 Земельного кодекса РФ земельные участки
предоставляются на праве хозяйственного ведения (оперативного управления).
Является ли достаточным основанием для
целей уплаты земельного налога распоряжение администрации муниципального
образования о передаче земельного участка или необходима регистрация прав на земельный участок муниципальным предприятием в соответствии с
действующим законодательством о регистрации сделок с недвижимостью?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 апреля 2005 г. N 03-06-02-04/19
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты земельного
налога и сообщает следующее.
Ввиду отсутствия в представленном
обращении документов, определяющих, на каких правах осуществляется передача
земельного участка, дать обоснованный ответ по поставленному в письме вопросу
не представляется возможным.
В то же время считаем необходимым
отметить, что в соответствии со ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации
(далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является
платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и
арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного
налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и
сборах.
С 1 января 2005 г.
вступила в силу гл.31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс), согласно которой земельный налог вводится в
действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также
законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и обязателен к
уплате на территории этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.
Одновременно
обращаем внимание на то, что в соответствии со ст.3 Федерального закона от
29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской
Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов
(положений законодательных актов) Российской Федерации" при принятии
представительными органами муниципальных образований (законодательными
(представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга)
нормативных правовых актов (законов) о введении с 1 января 2005 г. в
соответствии с гл.31 Кодекса земельного налога на территориях соответствующих
муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга) Закон Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О
плате за землю", за исключением ст.25, не применяется.
В соответствии с п.1 ст.388 гл.31 Кодекса
налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица,
обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
При этом следует иметь в виду, что на
основании ст.20 Земельного кодекса в постоянное (бессрочное) пользование
земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным
учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной
власти и органам местного самоуправления.
Принимая во внимание положение ст.20
Земельного кодекса, земельные участки не могут быть предоставлены муниципальным
унитарным предприятиям в постоянное (бессрочное) пользование.
Учитывая изложенное, полагаем, что за
земельные участки, занятые муниципальными унитарными предприятиями, должна
взиматься арендная плата.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
07.04.2005