Проблемная ситуация: Пунктом 2 ст.251 НК РФ
предусмотрено, что при определении налоговой базы налогоплательщиками налога на
прибыль организаций не учитываются целевые поступления из бюджета
бюджетополучателям.
Согласно ст.10 Бюджетного кодекса
Российской Федерации бюджеты государственных внебюджетных фондов входят в
структуру бюджетной системы Российской Федерации.
Просим разъяснить, подлежат ли
налогообложению налогом на прибыль доходы, полученные организацией в виде
имущества, приобретенного за счет средств, выделяемых из Фонда социального
страхования Российской Федерации на осуществление предупредительных мер по
сокращению производственного травматизма и производственных заболеваний
работников.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 апреля 2005 г. N 03-03-01-02/107
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос по вопросу учета организациями
доходов, полученных ими в виде имущества, приобретенного за счет средств,
выделяемых из Фонда социального страхования Российской Федерации, и сообщает
следующее.
Пунктом 2 ст.251 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, в частности, что при
определении налоговой базы налогоплательщиками налога на прибыль организаций не
учитываются целевые поступления из бюджета бюджетополучателям.
При этом, как это
установлено ст.11 Кодекса, понятие "бюджеты" ("бюджет")
включает федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации
(региональные бюджеты), бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).
Понятие "внебюджетные фонды",
включающее государственные внебюджетные фонды, образуемые вне федерального
бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с
законодательством, определяется ст.11 Кодекса отдельно и не включается в
понятие "бюджет" ("бюджеты"), данное указанной статьей
Кодекса.
Вместе с тем бюджеты государственных
внебюджетных фондов, согласно ст.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
При этом необходимо учитывать, что
согласно п.1 ст.11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного
и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в
Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях
законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Ввиду того что понятия "бюджет"
("бюджеты") и "внебюджетные фонды" в целях Кодекса отдельно
определены самим Кодексом, использование этих понятий в том значении, которое
придается им бюджетным законодательством, противоречит положениям Кодекса.
На основании
изложенного средства, полученные организациями из Фонда социального страхования
Российской Федерации на осуществление предупредительных мер по сокращению
производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, не
могут рассматриваться как целевые поступления из бюджета бюджетополучателям в
целях п.2 ст.251 Кодекса и, следовательно, подлежат включению
организациями-получателями в состав доходов, учитываемых при налогообложении
прибыли, в соответствии со ст.249 Кодекса.
Признание средств, выделяемых
организациям из государственных внебюджетных фондов, целевыми поступлениями из
бюджета в целях ст.251 Кодекса возможно только после законодательного
урегулирования вопросов, касающихся установленного Кодексом понятийного
аппарата, либо внесения соответствующих дополнений в п.2 ст.251 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
13.04.2005