Проблемная ситуация: Просим разъяснить порядок
осуществления лицензирования налоговыми органами импорта алкогольной продукции.
Каковы требования к соискателям на получение генеральной и разовой лицензий?
Должны ли соискатели данных лицензий быть непосредственными импортерами
алкогольной продукции или они могут закупать ее у других импортеров?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 апреля 2005 г. N 03-01-13/2-86
Министерство финансов Российской
Федерации по вопросу лицензирования ФНС России импорта алкогольной продукции
считает необходимым сообщить следующее.
Пунктом 2 ст.21
Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции" установлено, что при лицензировании импорта,
хранения и поставок алкогольной продукции одним из условий выдачи лицензии на
импорт, хранение и поставки алкогольной продукции является осуществление
соискателем лицензии поставок алкогольной продукции не менее чем один год (при
обороте импортной алкогольной продукции
не менее чем 50 тыс. дал за год в пересчете на абсолютный алкоголь).
Пунктом 3 ст.21 Федерального закона от
22.11.1995 N 171-ФЗ предусмотрены разовые лицензии на импорт, хранение и
поставки алкогольной продукции в объеме не более 500 дал в пересчете на
абсолютный алкоголь.
Согласно
поступающим обращениям в Министерство финансов Российской Федерации требования
п.2 ст.21 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ трактуются таким образом,
что для получения лицензии на импорт, хранение и поставки алкогольной продукции
(генеральной лицензии на импорт) заявитель может осуществлять оборот импортной
алкогольной продукции, закупаемой как непосредственно по импорту, так и у
других импортеров. В то же время при
выдаче разовых лицензий на импорт требования к обороту трактуются однозначно
как закупка непосредственно по импорту.
Отсутствие единообразия в подходах к
порядку определения оборота импортируемой алкогольной продукции в целях
лицензирования импорта, хранения и поставок алкогольной продукции приводит как
к неравенству самих участников внешнеторговой деятельности, так и к сокращению
производства отечественной алкогольной продукции.
Согласно ст.4 Федерального закона от
08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности" основными принципами государственного
регулирования внешнеторговой деятельности являются в
том числе защита государством прав и законных интересов участников
внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских
производителей и потребителей товаров и услуг, а также равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности.
Учитывая вышеизложенное, по мнению
Министерства финансов Российской Федерации, при принятии решения о выдаче
лицензии на импорт, хранение и поставки алкогольной продукции, особенности выдачи которой установлены п.2 ст.21
Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, налоговый орган должен принять меры
по получению информации, в том числе от таможенных органов, подтверждающей
импорт соискателем лицензии не менее чем 50 тыс. дал за год в пересчете на
абсолютный алкоголь.
Отсутствие такой информации может служить
основанием для отказа в выдаче лицензии, как несоответствие условиям
деятельности и статуса обратившегося лица установленным лицензионным условиям
(п.7 ст.19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
13.04.2005