Текст письма опубликован
"Официальные документы"
(приложение к "Учет. Налоги. Право"), 2005, N 18
"Экономика и жизнь", 2005, N 21
"Финансовый вестник. Финансы, налоги,
страхование, бухгалтерский учет", 2005, N 13
Проблемная ситуация: О применении моделей ККТ в случае
их исключения из Госреестра, об определении срока
полезного использования и о начислении амортизации по ККТ, в том числе в случае
реконструкции, модернизации объекта ККТ в целях исчисления налога на имущество
организаций и налога на прибыль.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 апреля 2005 г. N 03-01-20/2-56
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики по вопросу применения контрольно-кассовой техники
сообщает.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального
закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт" в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся
моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется
до истечения нормативного срока их амортизации.
Согласно п. 1 ст. 256 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемым имуществом для целей
исчисления налога на прибыль организаций признается имущество со сроком
полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10
тыс. руб.
Нормы амортизации определяются в
соответствии со ст. 259 Кодекса и исходя из срока полезного использования объекта
основных средств. Продолжительность срока амортизации определяется с учетом
применения утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от
01.01.2002 N 1 Классификации основных средств, включаемых в амортизационные
группы.
Поскольку контрольно-кассовая техника
является средством механизации и автоматизации управленческого и инженерного
труда и отнесена к амортизируемому имуществу четвертой группы (имущество со
сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно), срок ее использования
должен быть не более 7 лет для каждой машины.
Согласно п. 2 ст. 257 Кодекса затраты на
реконструкцию объекта основных средств в налоговом учете относятся на
увеличение его первоначальной стоимости. При этом в соответствии с п. 1 ст. 258
Кодекса налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта
основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после
реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта
произошло увеличение срока его полезного использования. При этом увеличение
срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в
пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее
было включено такое основное средство.
Соответственно, если объект
контрольно-кассовой техники удовлетворяет требованиям ст. 256 Кодекса, то учет
объекта амортизируемого в целях налогообложения имущества производится в общем
порядке.
Если в результате реконструкции,
модернизации или технического перевооружения объекта средств не произошло
увеличение срока его полезного использования, налогоплательщик при исчислении
амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования.
Согласно пп. 3
п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам, в частности, относятся затраты
налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря,
приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не
являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в
состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.
Если в результате модернизации объект
контрольно-кассовой техники переводится в состав амортизируемого имущества в целях
налогообложения, то налогоплательщик учитывает его в налоговом учете по
восстановительной стоимости, включающей расходы на модернизацию, без учета
(т.е. за вычетом) первоначальной стоимости, списанной ранее в состав
материальных расходов.
Что касается
контрольно-кассовой техники, модели которой исключены из Государственного
реестра, по которой амортизация не начислялась (со стоимостью менее 10 тыс.
руб.), то необходимо иметь в виду, что если согласно действующему
законодательству начисление амортизации на контрольно-кассовую технику не
предусмотрено и модель контрольно-кассовой техники исключена из
Государственного реестра, дальнейшее использование ее не представляется
возможным.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
М.А.МОТОРИН
14.04.2005