Проблемная ситуация: Подлежит ли обложению ЕСН разница
между фактически выплаченным пособием по временной нетрудоспособности и
максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого
за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 апреля 2005 г. N 03-05-02-04/82
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения единым
социальным налогом для лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются,
в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемыми налогоплательщиками в
их пользу по трудовым договорам.
При этом п. 3 ст. 236 Кодекса
установлено, что данные выплаты не признаются объектом налогообложения у
налогоплательщиков-организаций, если они не отнесены к расходам, уменьшающим
налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом)
периоде.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат налогообложению
единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии
с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов
Российской Федерации, решениями представительных органов местного
самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по
уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.
Таким образом, пособие по временной
нетрудоспособности, выплачиваемое за счет средств Фонда социального страхования
Российской Федерации, не подлежит налогообложению единым социальным налогом.
При исчислении и
выплате пособий по временной нетрудоспособности работодателям следует
руководствоваться нормативными актами бывшего СССР, в частности Постановлением
Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191 "О пособиях по государственному
социальному страхованию", согласно п. 25 которого пособие по временной
нетрудоспособности, кроме случаев трудового увечья или профессионального заболевания,
определяется в процентном отношении от заработка в зависимости от непрерывного
трудового стажа.
Федеральным законом о бюджете Фонда
социального страхования Российской Федерации на текущий год устанавливается
максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности.
Так, Федеральным законом от 29.12.2004 N
202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на
2005 год" установлено, что максимальный размер пособия по временной
нетрудоспособности, выплачиваемый из Фонда социального страхования Российской
Федерации, не может превышать 12 480 руб.
Однако размер фактически выплачиваемого
работодателем пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно
законодательству Российской Федерации, может превышать сумму 12 480 руб.
В соответствии с п. 15 ст. 255 Кодекса
налогоплательщик имеет право отнести к расходам, уменьшающим полученные доходы
в целях налогообложения прибыли, расходы на доплату до фактического заработка в
случае временной утраты трудоспособности.
Сумма доплаты работнику разницы между
суммой пособия по временной нетрудоспособности, исчисленной работодателем в
соответствии с вышеназванным Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС, и
максимальным размером пособия, выплачиваемого из Фонда социального страхования
Российской Федерации, подлежит обложению единым социальным налогом в
общеустановленном порядке.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
27.04.2005