| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Банк (ОАО) просит дать разъяснения по вопросу налогообложения доходов, полученных физическими лицами в момент полного или частичного выхода из общего фонда банковского управления (далее - ОФБУ).

ОФБУ банка создается путем аккумулирования денежных средств учредителей доверительного управления для последующего доверительного управления этим имуществом банком - доверительным управляющим в их интересах. Вступление новых участников в ОФБУ и выход участников из состава учредителей ОФБУ возможно в любое время в течение срока, на который ОФБУ был создан.

Долевое участие учредителя ОФБУ подтверждается сертификатом, являющимся документом, свидетельствующим о факте передачи имущества в доверительное управление и размере доли учредителя в составе ОФБУ.

В соответствии с положениями ст. 248 ГК РФ доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности, поступают в состав общего имущества и распределяются между участниками долевой собственности соразмерно их долям, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Физическому лицу - учредителю ОФБУ выплачивается при его выходе из состава участников ОФБУ сумма денежных средств, соответствующая стоимости доли выводимого (на дату вывода) имущества из ОФБУ, рассчитанная в соответствии с положениями публичной оферты. При этом не предусмотрены промежуточные выплаты дохода участникам ОФБУ.

Правомерно ли признавать налоговой базой по НДФЛ для физического лица - участника ОФБУ разницу между суммой, выплачиваемой физическому лицу, рассчитанной исходя из оценочной стоимости доли на момент ее возврата, и суммой, внесенной физическим лицом в ОФБУ, рассчитанной исходя из стоимости доли на момент ее формирования?

Учитывая, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит прямых норм в отношении налогообложения доходов физических лиц - учредителей ОФБУ, просим разъяснить порядок определения налоговой базы по НДФЛ для физических лиц - учредителей ОФБУ в случаях:

1) разового в течение налогового периода возврата денежного эквивалента одной из долей учредителя ОФБУ;

2) неоднократного в течение налогового периода возврата денежного эквивалента долей учредителя ОФБУ.

Возможно ли в случаях неоднократного в течение налогового периода возврата денежного эквивалента долей учредителя ОФБУ определять доход, подлежащий налогообложению, путем суммирования результатов (как положительных - прибыльных, так и отрицательных - убыточных) по возврату каждой доли?

Вправе ли физическое лицо, владеющее долей в ОФБУ 3 года и более, при выходе из фонда претендовать на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, в размере суммы, полученной физическим лицом - учредителем ОФБУ при возврате ему денежного эквивалента его доли?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 апреля 2005 г. N 03-05-01-04/118

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо банка (ОАО) о налоге на доходы физических лиц при совершении операций доверительного управления и сообщает следующее.

Согласно Приказу Банка России от 02.07.1997 N 02-287 "Об утверждении Инструкции "О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации" общим фондом банковского управления (далее - ОФБУ) признается имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление юридическими и физическими лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления.

Долевое участие учредителя в ОФБУ подтверждается сертификатом, являющимся документом, свидетельствующим о размере доли учредителя в составе ОФБУ и факте передачи имущества в доверительное управление.

Сертификат долевого участия не является имуществом и не может быть предметом договора купли-продажи и иных сделок.

В соответствии с п. 3.1 вышеуказанной Инструкции Банка России объектами доверительного управления для кредитной организации, выступающей в качестве доверительного управляющего, могут быть денежные средства в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, ценные бумаги, природные драгоценные камни и драгоценные металлы, производные финансовые инструменты, принадлежащие резидентам Российской Федерации на правах собственности.

Из письма следует, что ОФБУ банка создается путем аккумулирования денежных средств учредителей доверительного управления. При этом банк выступает в качестве доверительного управляющего.

Таким образом, ОФБУ банка представляет собой имущественный комплекс без образования юридического лица, находящийся в общей долевой собственности учредителей ОФБУ и переданный в доверительное управление банку.

В соответствии со ст. 248 Гражданского кодекса Российской Федерации доходы от использования имущества (в данном случае - доверительного управления), находящегося в долевой собственности, поступают в состав общего имущества и распределяются между участниками долевой собственности соразмерно их долям, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Согласно договору между доверительным управляющим (банком) и учредителями доверительного управления выход учредителя из ОФБУ и уменьшение доли учредителя производится путем подачи письменной заявки на возврат имущества из ОФБУ. В этом случае учредителю выплачивается сумма, соответствующая стоимости доли выводимого имущества в ОФБУ на дату подачи заявки на возврат имущества, включающая стоимость имущества, возвращаемого из доверительного управления, и доход.

Исходя из изложенного и с учетом принципа определения дохода, установленного в ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), как экономической выгоды в денежной или натуральной форме налоговая база при выходе учредителя из ОФБУ и уменьшении его доли в ОФБУ определяется как разница между суммой, соответствующей стоимости доли выводимого имущества в ОФБУ, рассчитанной с учетом расходов доверительного управляющего и его вознаграждения, и суммой, внесенной физическим лицом в ОФБУ.

В случае неоднократной в течение налогового периода выплаты сумм денежного эквивалента стоимости доли выводимого имущества при уменьшении учредителем своей доли в ОФБУ сальдирование положительного и отрицательного результата по каждой выводимой доле не допускается.

Датой фактического получения дохода при выводе долей из ОФБУ является в соответствии с подпунктом п. 1 ст. 223 Кодекса день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.

Сумма налога подлежит исчислению и удержанию налоговым агентом - банком, управляющим ОФБУ, по ставке 13% в порядке, установленном ст. 226 Кодекса. При этом в соответствии с п. 2 ст. 230 Кодекса налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за соответствующий налоговый период и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов.

Обязанности самостоятельно декларировать доходы, получаемые от доверительного управления имуществом, исходя из положений ст. 228 Кодекса у налогоплательщика не возникает.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 220 Кодекса имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщикам при продаже имущества и долей в указанном имуществе. Предоставление имущественного налогового вычета при получении дохода от доверительного управления имуществом не предусмотрено.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

29.04.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024