Проблемная ситуация: Саморегулируемая организация
арбитражных управляющих (некоммерческое партнерство) просит разъяснить
следующие вопросы, касающиеся применения п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п.
2 ст. 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу на
прибыль организаций также не учитываются целевые поступления, к которым, в
частности, относятся целевые поступления на содержание некоммерческих
организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от
других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными
получателями по назначению.
К указанным целевым поступлениям
относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской
Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы,
целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения,
построенные на принципе обязательного членства.
Согласно ст. 22
Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
саморегулируемые организации обязаны проводить аккредитацию страховых
организаций, осуществляющих страхование гражданской ответственности арбитражных
управляющих, профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность
по ведению реестра владельцев ценных бумаг, а также вправе аккредитовать
консалтинговые и иные организации, оказывающие услуги в сфере антикризисного
управления (далее - аккредитованные организации).
Исходя из
изложенного просим разъяснить, относятся
ли саморегулируемые организации к публично-правовым профессиональным
объединениям, построенным на принципе обязательного членства, в смысле п. 2 ст.
251 Налогового кодекса РФ. Относятся ли целевые отчисления в саморегулируемые
организации от аккредитованных организаций к целевым взносам и отчислениям в
публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе
обязательного членства? Учитываются ли целевые отчисления в саморегулируемые
организации от аккредитованных организаций при определении налоговой базы по
налогу на прибыль организаций?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 мая 2005 г. N 03-03-01-04/4/51
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу определения налоговой
базы по налогу на прибыль у саморегулируемой организации - некоммерческое
партнерство и сообщает следующее.
Согласно п. 2 ст. 251 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы не
учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде
подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание
некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие
безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные
указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели
указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов),
полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям относятся осуществленные
в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих
организациях вступительные и членские взносы, целевые взносы и отчисления в
публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе
обязательного членства, паевые вклады.
Следовательно, вышеперечисленные
вступительные и членские взносы, целевые взносы и отчисления в
публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе
обязательного членства, паевые вклады признаются целевыми поступлениями и не
учитываются при определении налоговой базы у некоммерческих организаций только
в случаях их получения в соответствии с законодательством Российской Федерации
о некоммерческих организациях.
Согласно п. 1 ст. 8
и п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих
организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческим партнерством
признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная
гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении
деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных,
культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны
здоровья граждан, развития
физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных
потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций,
разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных
целях, направленных на достижение общественных благ.
Саморегулируемая организация арбитражных
управляющих, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ
"О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N
127-ФЗ), является некоммерческой организацией, которая основана на членстве и
создана гражданами Российской Федерации, и включена в единый государственный
реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Целями
деятельности такой организации является регулирование и обеспечение
деятельности арбитражных управляющих.
Таким образом, некоммерческое партнерство
- саморегулируемая организация арбитражных управляющих, образованная в
установленном порядке согласно Федеральному закону N 127-ФЗ и Закону N 7-ФЗ,
вправе получать от членов - граждан Российской Федерации вступительные и
членские взносы на содержание и ведение уставной деятельности. В связи с этим
вступительные и членские взносы, полученные некоммерческими партнерствами на
содержание и ведение уставной деятельности, являются целевыми поступлениями и
согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса при определении
налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.
Что касается
отчислений в саморегулируемые организации аккредитованными организациями, то
поскольку последние не могут являться членами саморегулируемой организации
арбитражных управляющих (в силу положений ст. 2 Федерального закона N 127-ФЗ),
то перечисляемые ими средства не могут быть отнесены к вступительным и членским
взносам и признаны целевыми поступлениями и, соответственно, должны учитываться
при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
03.05.2005