Проблемная ситуация: Муниципальное унитарное
предприятие (МУП) занимается электроснабжением потребителей, т.е. осуществляет
прием, передачу и распределение электроэнергии. В ходе деятельности возникают
многочисленные случаи хищения электроэнергии, что выражается в несанкционированных
подключениях потребителей к линиям электропередачи, в нарушениях правил работы
с приборами учета (самовольное нарушение пломбы на счетчиках,
"скручивание" показателей счетчика и т.д.), несвоевременной и
неполной оплате потребленной электроэнергии абонентом. Объемы хищений
электроэнергии определяются на основании акта инвентаризации
показателей приборов учета электроэнергии следующим образом: из объема
полученной организацией электроэнергии вычитаются объем реализованной
электроэнергии и объем технологических потерь при передаче и распределении
электроэнергии. По выявленному факту хищения на основании заявления МУП ОВД
возбуждает уголовное дело. В дальнейшем в связи с неустановлением
лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, следователь выносит
решение о приостановлении уголовного дела. Копия постановления об этом решении
направляется предприятию.
Достаточно ли копии постановления о
приостановлении уголовного дела в связи с неустановлением
лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, для признания убытка от
хищения электроэнергии в качестве внереализационного расхода в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 мая 2005 г. N 03-03-01-04/4/52
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета убытков от
хищения электроэнергии для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает
следующее.
В соответствии с п.
1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Согласно пп. 5
п. 2 ст. 265 Кодекса к внереализационным расходам приравниваются убытки,
полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности,
расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на
предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от
хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия
виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом
государственной власти.
Таким образом, при документальном
подтверждении факта отсутствия виновных в хищении имущества лиц уполномоченным
органом государственной власти для целей исчисления налога на прибыль
налогоплательщик может уменьшить полученные доходы на сумму внереализационных
расходов в виде убытков от хищений.
Статьей 151 Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) перечислены органы
государственной власти, которые уполномочены в зависимости от рода
преступления, поименованного в соответствующих статьях Уголовного кодекса
Российской Федерации, производить предварительное следствие. В частности, по
хищениям имущества (ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации)
предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел
Российской Федерации.
При этом согласно пп.
1 п. 1 ст. 208 УПК РФ в случае неустановления лица,
подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, предварительное следствие по
уголовному делу приостанавливается, о чем следователь выносит соответствующее
постановление, копию которого направляет прокурору.
На основании пп.
13 п. 2 ст. 42 УПК РФ потерпевший вправе получить копию указанного
постановления, которым и подтверждается факт отсутствия виновных лиц.
Таким образом, налогоплательщик вправе
включить убытки от хищения электроэнергии в состав внереализационных расходов в
соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 265 Кодекса на
основании копии постановления о приостановлении уголовного дела в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве
обвиняемого.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
04.05.2005