Проблемная ситуация: Бюджетная организация,
осуществляющая предпринимательскую деятельность в г. Москве, в 2004 г. перешла
на упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения - выручка от
реализации).
В штате бюджетной организации работают
сотрудники, оплата труда которых происходит как из средств федерального
бюджета, так и из средств, полученных от осуществления предпринимательской
деятельности. При этом из средств федерального бюджета выплачивается должностной
оклад, а из средств, полученных от предпринимательской деятельности,
выплачивается сдельное вознаграждение за конкретную выполненную работу.
С учетом вышеописанной ситуации просим
разъяснить порядок исчисления и уплаты единого социального налога и взносов в
Пенсионный фонд и оплаты больничных листов для такой категории работников.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 мая 2005 г. N 03-05-02-04/92
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу начисления
единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование на выплаты, произведенные бюджетной организацией в пользу
физических лиц за счет средств федерального бюджета и из средств, полученных от
осуществления предпринимательской деятельности, по которой организация
применяет упрощенную систему налогообложения, и сообщает следующее.
Бюджетные учреждения, финансируемые за
счет средств бюджетов всех уровней и одновременно осуществляющие
предпринимательскую деятельность, ведут раздельный учет доходов (расходов),
полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных
источников.
В соответствии с п.
1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом
налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих
выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения,
начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и
гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ,
оказание услуг, а также по авторским договорам.
Согласно п. 2 ст. 346.11 Кодекса уплата
организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, единого налога
предусматривает замену уплаты в числе прочих налогов и единого социального
налога.
Таким образом, выплаты, производимые
бюджетной организацией по вышеуказанным договорам за счет средств, полученных
от осуществления предпринимательской деятельности, по которой организация
применяет упрощенную систему налогообложения, не подлежат налогообложению
единым социальным налогом, а с выплат, производимых за счет бюджетных средств,
налог уплачивается в общеустановленном порядке.
В соответствии с п.
2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения
страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование являются, соответственно, объект налогообложения и
налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 "Единый
социальный налог" Кодекса.
Пунктом 2 ст. 346.11 Кодекса
предусмотрено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения,
производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, в базу для
исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование включаются
выплаты и вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом
которых является выполнение работ, оказание услуг, начисляемые бюджетной
организацией в пользу физических лиц как за счет
бюджетных средств, так и за счет средств, полученных от осуществления
предпринимательской деятельности, по которой организация применяет упрощенную
систему налогообложения.
Вопросы исчисления и оплаты больничных
листов находятся в компетенции Фонда социального страхования Российской
Федерации.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
06.05.2005