Проблемная ситуация: ОАО реализует работы (услуги),
связанные с перевозкой (транспортировкой) экспортных, импортных и транзитных
грузов, включая погрузку, перегрузку таких грузов, осуществляемые в российском
порту.
В соответствии со ст. 165 НК РФ для
подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу
на добавленную стоимость в налоговые органы должны представляться следующие
документы.
1. Контракт налогоплательщика с
иностранным или российским лицом на выполнение услуг.
2. Выписка банка, подтверждающая
фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица -
покупателя услуг.
3. Таможенная декларация с отметками
российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном
режиме экспорта или транзита, и пограничного таможенного органа, через который
товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ (ввезен на таможенную
территорию РФ).
4. Копии транспортных,
товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за
пределы территории РФ (ввоз товаров на территорию РФ).
В связи с
изменениями в таможенном законодательстве в настоящее время при оформлении груза, помещенного под режим международного таможенного транзита
(МТТ) и внутреннего таможенного транзита (ВТТ), таможенный пост на границе РФ
оформляет только электронный вариант транзитной декларации. Выпуск транзитных
деклараций на бумажных носителях не осуществляется.
Все необходимые таможенные отметки на
поступление и вывоз груза проставляются на международных железнодорожных
накладных, в которых делается отметка "без ТД" и указывается номер
декларации. Эти накладные представляются клиентами ОАО в составе пакета,
подтверждающего факт оказания услуг по экспортному грузу, вместо транзитных таможенных
деклараций.
Поскольку таможенная декларация является
обязательным документом, который следует представлять в налоговые органы для
подтверждения правомерности применения нулевой налоговой ставки и налоговых
вычетов по налогу на добавленную стоимость, ОАО не имеет возможности
представить в инспекцию ФНС полный пакет документов, установленный нормами ст.
165 НК РФ.
На основании
изложенного с целью устранения неопределенности в толковании норм ст. 165 НК РФ
налоговыми и таможенными органами просим разъяснить, правомерно ли
представление в налоговый орган в качестве таможенной декларации,
предусмотренной пп. 3 п. 4 ст. 165 НК РФ, любых
коммерческих, транспортных или таможенных документов, в том числе международных
железнодорожных накладных, содержащих необходимые сведения и отметки
таможенного органа о вывозе товара.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 мая 2005 г. N 03-04-08/114
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке документального подтверждения
налогоплательщиком права на применение ставки налога на добавленную стоимость в
размере 0 процентов при реализации работ (услуг), связанных с перевозкой
(транспортировкой) экспортных, импортных и транзитных грузов, включая погрузку,
перегрузку таких грузов, осуществляемые в российском порту, и сообщает
следующее.
Как правомерно
указано в письме, перечень документов, подтверждающих правомерность применения
нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении работ (услуг) по
сопровождению, транспортировке, погрузке, перегрузке товаров, экспортируемых с
территории Российской Федерации и импортируемых на территорию Российской
Федерации, а также работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой
(транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров,
помещенных под таможенный режим транзита (с 1 января 2004 г. - международного таможенного транзита),
установлен п. 4 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации. В
данный перечень включена таможенная декларация (ее копия) с отметками
российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном
режиме экспорта или транзита, и пограничного таможенного органа, через который
товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввезен
на таможенную территорию Российской Федерации).
На основании ст. 11 Таможенного кодекса
Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс) под таможенной декларацией
понимается документ по установленной форме, в котором указываются сведения,
необходимые для представления в таможенный орган в соответствии с данным
Кодексом.
Согласно п. 4 ст. 63 Таможенного кодекса
формы таможенных документов определяются федеральным министерством,
уполномоченным в области таможенного дела, если иное не предусмотрено
Таможенным кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, для обоснования
правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в
налоговые органы представляются таможенные декларации с соответствующими
отметками таможенных органов по форме и в порядке, которые предусмотрены
таможенным законодательством.
Так, п. 1 ст. 81
Таможенного кодекса установлено, что в качестве транзитной декларации
таможенными органами могут приниматься любые коммерческие, транспортные
(перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие сведения,
предусмотренные п. 2 данной статьи Таможенного кодекса. В случае принятия данных документов в качестве транзитной декларации
на таких документах должностными лицами таможенных органов проставляются отметки.
Учитывая
изложенное, представление в налоговые органы в пакете документов,
обосновывающих правомерность применения нулевой ставки налога на добавленную
стоимость в отношении операций, непосредственно связанных с перевозкой
(транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров,
помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита,
коммерческих, транспортных (перевозочных) документов, используемых в
соответствии с положениями ст. 81 Таможенного кодекса при таможенном оформлении
в качестве транзитной декларации, не
противоречит действующему законодательству о налогах и сборах.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
11.05.2005