| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: В течение 2004 г. физическое лицо - налоговый резидент Российской Федерации, получал доходы по месту работы - ОАО. Налог на доходы физических лиц по суммам таких доходов удержан работодателем.

Также 31 марта 2004 г. упомянутым физическим лицом был получен кредит в банке, находящемся на территории иностранного государства. Процентная ставка по кредиту составила 4,09% годовых. Каков порядок применения положения ст. 212 НК РФ в отношении кредитов, полученных в банке, находящемся за пределами РФ? Согласно положениям ст. 212 НК РФ материальная выгода рассчитывается для целей налогообложения в случае, если фактическая ставка процентов по кредитам в иностранной валюте ниже 9% годовых. Однако ставка 9% годовых рассчитана исходя из сложившихся в РФ условий выдачи кредитных ресурсов и соответствует среднерыночной в РФ ставке процентов по кредитам в иностранной валюте. В то же время среднерыночная ставка процентов за кредит, действующая в иностранном государстве, не соответствует аналогичной ставке, действующей в РФ. Ставка 4% годовых является в указанном государстве рыночной, применяется по отношению ко всем заемщикам и в этой связи не является льготной ставкой.

Просьба пояснить, могут ли положения о материальной выгоде, предусмотренные ст. 212 НК РФ, применяться к кредитам, предоставленным иностранными банками, если эти банки расположены в государствах с принципиально иной среднерыночной ставкой процента.

Также в 2004 г. физическое лицо получило кредит в российском банке. Согласно положениям ст. 212 НК РФ доходом налогоплательщика является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей. В данной формулировке присутствует термин "кредитные средства". Однако в ст. 224 НК РФ в редакции, действующей в 2004 г. и определяющей размеры ставок НДФЛ, формулировка иная. Так, в этой статье указано, что подлежат обложению по ставке 35% "суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 НК РФ". Означает ли это, что материальная выгода по кредитным ресурсам облагается в 2004 г. по ставке не 35%, а 13%, в общем порядке, поскольку обложение материальной выгоды по кредитным средствам прямо не предусмотрено положениями ст. 224 НК, действующими в 2004 г.

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 мая 2005 г. N 03-05-01-05/55

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц сумм материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, и сообщает следующее.

1. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 212 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, является доходом налогоплательщика и подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц.

При этом при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами, выраженными в иностранной валюте, налоговая база по налогу на доходы физических лиц рассчитывается как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

Как указано в письме, Вы являетесь налоговым резидентом Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 209 Кодекса объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации.

Таким образом, доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от иностранного банка, подлежит налогообложению на общих основаниях в соответствии с положениями ст. 212 Кодекса.

Возможность применения иных правил расчета материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от иностранных банков, Кодексом не предусмотрена.

2. Отношения по договорам займа и кредита регулируются гл. 42 "Заем и кредит" Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 2 ст. 819 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные для договора займа, если иное не предусмотрено специальными правилами о кредитном договоре. То есть кредитный договор является разновидностью договора займа и, соответственно, процент по кредиту является разновидностью процента по займу.

Федеральным законом от 20.08.2004 N 112-ФЗ "О внесении изменений в статьи 220 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в абз. 5 п. 2 ст. 224 Кодекса, которые по своей сути носят уточняющий характер и не изменяют действовавший в 2004 г. порядок налогообложения доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами.

Таким образом, суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками как кредитных, так и заемных средств в 2004 г. подлежат налогообложению по ставке 35% в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 Кодекса.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

11.05.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024