Проблемная ситуация: Просим разъяснить, должна ли
фирма уплачивать пени, если она недоплатила авансовый платеж по транспортному
налогу, но по итогам года верно рассчитала и уплатила
налог в бюджет.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 мая 2005 г. N 03-06-04-04/23
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает.
В соответствии с
частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налог
исчисляется исходя из налоговой базы, представляющей собой соответствующую
характеристику объекта налогообложения, по итогам налогового периода на основе
предусмотренных Кодексом принципов и порядка определения обязательных элементов
налогообложения, в том числе налоговой базы (ст. 53, п. 1 ст. 54 Кодекса),
налогового периода (ст. 55 Кодекса), срока уплаты налога (п. п. 1 и 3 ст. 57 Кодекса), порядка исчисления налога
(ч. 1 ст. 52 Кодекса). Налоговый период может состоять из отчетных
периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Субъекты Российской Федерации вправе
определить сроки уплаты авансовых платежей по региональному налогу и
соответствующие сроки представления налогоплательщиками расчетов по авансовым
платежам по налогу в случае, когда такое право прямо предусмотрено Кодексом.
Как следует из
Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового
кодекса Российской Федерации" (п. 20), при рассмотрении споров, связанных
с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей,
судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные ст. 75 Кодекса,
могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется
по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в
соответствии со ст. ст. 53 и 54 Кодекса.
В силу ст. 360 Кодекса налоговым периодом
по транспортному налогу признан календарный год. При этом в
отличие от положений гл. 30 "Налог на имущество организаций" (ст. ст.
379, 382, 383, 386) и гл. 31 "Земельный налог" (ст. ст. 393, 396,
397, 398) Кодекса гл. 28 "Транспортный налог" Кодекса не
предусмотрено отчетных периодов, порядка исчисления и сроков уплаты авансовых
платежей по транспортному налогу, а также сроков представления расчетов по
авансовым платежам по налогу.
Кодексом не предоставлено субъектам
Российской Федерации право определять отчетные периоды
и сроки уплаты транспортного налога по итогу отчетных периодов. При этом
установление такого элемента налогообложения, как порядок исчисления налога
(авансового платежа по налогу), относится к исключительной компетенции
Российской Федерации, в связи с чем в форме Налоговой декларации по транспортному
налогу, утвержденной Приказом МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/724,
отсутствуют порядок расчета авансовых платежей по налогу, а также порядок
расчета сумм транспортного налога с учетом ранее
уплаченных авансовых платежей по налогу.
Учитывая это, по мнению Департамента, до
внесения изменений в гл. 28 Кодекса в настоящее время отсутствуют законные
основания, связанные с возможностью взыскания с налогоплательщика пеней за
просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу.
Одновременно сообщаем,
что в целях законодательного урегулирования данного вопроса в настоящее время
Московской областной Думой и Законодательным собранием Пермской области внесены
в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации два
законопроекта, предусматривающие внесение изменений в гл. 28 Кодекса,
касающихся установления для налогоплательщиков-организаций отчетных периодов по
транспортному налогу, порядка исчисления и сроков уплаты авансовых платежей по
транспортному налогу, а также сроков представления расчетов по авансовым платежам по налогу. Указанные законопроекты
поддержаны Правительством РФ и предполагаются к вступлению в силу с 1 января
2006 г.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
13.05.2005