Проблемная ситуация: В соответствии со ст. 239
Налогового кодекса Российской Федерации не начисляется единый социальный налог
на суммы до 100 тыс. руб., выплачиваемые работникам, являющимся инвалидами I,
II и III групп. Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании" не предусмотрено аналогичной льготы по выплатам
инвалидам.
Согласно п. 2 ст. 243 Налогового кодекса
Российской Федерации сумма налогового вычета не может превышать сумму налога
(сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет,
начисленную за тот же период. Учитывая изложенное, банк просит на конкретном
примере дать разъяснение по вопросу порядка исчисления сумм ЕСН с учетом
применения налоговых льгот по работникам, являющимся инвалидами I, II и III
групп.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 мая 2005 г. N 03-05-02-04/96
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо банка и сообщает следующее.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая
уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму
начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по
страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в
пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от
15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ). При этом сумма налогового
вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу),
подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Решениями Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 08.10.2003 по делу N 7307/03 и от 04.06.2004 по делу N 4091/04 на
основании систематического толкования ст. ст. 237, 239, 241 и 243 Кодекса
определена последовательность исчисления единого социального налога,
подлежащего уплате в федеральный бюджет.
Вначале исчисляется
сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, без учета льгот; далее из
этой суммы вычитается сумма начисленных за тот же период страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование; из полученной суммы вычитается сумма
налога, льготируемая в соответствии со ст. 239
Кодекса (при этом льготы, предусмотренные ст. 239 Кодекса, не распространяются
на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование); оставшаяся сумма подлежит уплате в федеральный бюджет.
Пример. И.Б. Колесников является
инвалидом II группы, и за I квартал 2005 г. ему начислены выплаты и
вознаграждения в сумме 40 000 руб.
Исчисляем сумму единого социального
налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет:
40 000 руб. х 20% / 100% = 8000 руб.
Из этой суммы вычитаем сумму страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование:
8000 руб. - (40 000 руб. х 14% / 100%) =
2400 руб.
Далее из этой суммы вычитаем льготируемую сумму налога в соответствии со ст. 239
Кодекса:
2400 руб. - (40 000 руб. х 20% / 100% -
40 000 х 14% / 100%) = 0.
Таким образом, в приведенном примере нет
перечислений в федеральный бюджет, но при этом сумма налогового вычета (5640
руб.) не превышает сумму налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет (8000
руб.).
Данный порядок исчисления единого
социального налога в федеральный бюджет с учетом налоговых льгот был определен
также в Инструкции о порядке заполнения Налоговой декларации по единому
социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам, утвержденной
Приказом Минфина России от 10.02.2005 N 21н.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
14.05.2005