| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Просим разъяснить вопрос уплаты государственной пошлины за совершение уполномоченными органами исполнительной власти действий, связанных с лицензированием образовательной деятельности.

Согласно п. 6 ст. 33 Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии.

Названный Закон предусматривает выдачу уполномоченным органом исполнительной власти лицензии на право ведения образовательной деятельности на основании заключения экспертной комиссии (п. 7 ст. 33). Экспертная комиссия создается уполномоченным органом исполнительной власти по заявлению учредителя (п. 8 ст. 33). Затраты на проведение экспертизы оплачиваются учредителем образовательного учреждения (п. 11 ст. 33).

Указанный Закон не предусматривает внесение учредителем или образовательным учреждением государственной пошлины или иного сбора.

Государственная пошлина за рассмотрение лицензирующим органом заявлений о предоставлении лицензий и за предоставление лицензий установлена ст. 15 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Однако действие указанного Федерального закона, согласно п. 2 ст. 1, на образовательную деятельность не распространяется.

Согласно ст. 333.16 НК РФ предусмотрено взимание государственной пошлины:

а) с плательщиков, каковыми согласно п. 1 ст. 333.17 НК РФ признаются организации и физические лица в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий;

б) при обращении плательщиков в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы за совершением в отношении них юридически значимых действий.

Согласно указанным выше нормам законодательства об образовании:

а) образовательным учреждениям полномочия по обращению в государственные лицензирующие органы за совершением юридически значимых действий, связанных с выдачей им лицензий, не предоставлены;

б) обращаются в государственные лицензирующие органы учредители образовательных учреждений, в отношении которых юридически значимые действия, связанные с выдачей лицензий, не совершаются;

в) юридически значимые действия, связанные с лицензированием, совершаются в отношении иных лиц - образовательных учреждений, а не тех, кто обращается за их совершением - учредителей.

Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

На основании вышеизложенного полагаем, что положения НК РФ, предусматривающие взимание государственной пошлины за рассмотрение заявлений о предоставлении лицензий и за предоставление лицензий с плательщиков государственной пошлины, неприменимы к сфере образовательной деятельности.

Кроме того, более 90 процентов образовательных учреждений составляют государственные и муниципальные школы и детские сады. В большинстве случаев учредителями образовательных учреждений выступают государственные органы исполнительной власти и органы местного (муниципального) самоуправления, а именно:

Правительство Российской Федерации - для государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования федерального подчинения, образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы;

федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - для государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - для образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования, учреждений дополнительного образования для взрослых;

органы местного (муниципального) самоуправления - для образовательных учреждений: дошкольных, общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования)), специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), учреждений дополнительного образования детей, других учреждений, осуществляющих образовательный процесс.

Полагаем, что указанные категории учредителей образовательных учреждений не могут быть отнесены к плательщикам государственной пошлины, указанным в п. 1 ст. 333.17 НК РФ.

Просим разъяснить, взимается ли государственная пошлина за действия, связанные с лицензированием образовательной деятельности?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 мая 2005 г. N 03-06-03-03/27

 

Минфин России рассмотрел обращение по вопросу уплаты государственной пошлины за действия, связанные с лицензированием образовательной деятельности, и сообщает.

В соответствии с Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 1 января 2005 г. вступила в силу новая гл. 25.3 "Государственная пошлина" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии со ст. 333.17 Кодекса организации и физические лица признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3.

Подпунктом 71 п. 1 ст. 333.33 Кодекса предусмотрено взимание государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием, за исключением действий, связанных с лицензированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, с лицензированием деятельности в области оказания услуг связи, а также за исключением действий, связанных с лицензированием организации и содержания тотализаторов и игорных заведений, за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании банка, за предоставление долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, за предоставление лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, за предоставление лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, за предоставление лицензии судовой радиостанции.

Порядок и условия лицензирования образовательной деятельности установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N 796 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" (далее - Положение).

В соответствии с названным Постановлением Положение устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными учреждениями (организациями), именуемыми соискателями лицензии.

Согласно пп. "а" п. 12 Положения для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление учредителя.

При этом в соответствии с п. 18 Положения расходы, связанные с проведением экспертизы и изготовлением бланка лицензии, оплачиваются учредителем образовательного учреждения, а лицензия выдается при предъявлении копии платежных документов, подтверждающих внесение платы за проведение экспертизы и за изготовление бланка лицензии.

Согласно п. 23 Положения уведомление об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа направляется соискателю лицензии в письменной форме в 3-дневный срок со дня принятия лицензирующим органом соответствующего решения.

Также п. 26 Положения предусмотрено, что при реорганизации, связанной с изменением организационно-правовой формы, статуса образовательного учреждения, или его ликвидации лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной.

Таким образом, юридически значимые действия совершаются в интересах образовательного учреждения.

Учитывая изложенное, за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии, за предоставление лицензии, за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности, взимается государственная пошлина в размерах, установленных пп. 71 п. 1 ст. 333.33 Кодекса, а именно: за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии взимается государственная пошлина в размере 300 руб., за предоставление лицензии - 1000 руб., за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 100 руб.

Согласно ст. 29 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" Постановление Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N 796 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" действует в части, не противоречащей части второй Кодекса, и подлежит приведению в соответствие с частью второй Кодекса.

 

Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

С.Д.ШАТАЛОВ

16.05.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024